Когда старший участковый уполномоченный бугульминского ГОВД Альберт Алмасович Садыков узнал от дежурного по отделу, у кого из жителей местного села Старое Исаково увели ночью со двора лошадь, то испытал досаду: вновь придется встретиться с потерпевшим. У этого человека уже воровали кур, и тогда Садыков так и не смог их вернуть. Хотя и предполагал, кто забрался к старику, но улик не хватило... Потерпевший бабай потом долго еще ходил по милицейскому начальству и, естественно, особо теплых чувств к Альберту Алмасовичу не испытывал.
Садыков такое отношение к себе заметил, но ничем это не выказал. Выяснив, что той же ночью был украден конь еще с одного подворья, приступил к розыскным действиям, которые до предела усложнили погодные условия. Накануне преступления с вечера ударил сильный мороз, и поэтому на окаменевшей земле не было видно никаких следов. Но Садыков твердо для себя решил, что на сей раз он воров настигнет.
Под сочувственными взглядами собравшихся у обворованных конюшен людей ушел за околицу села, стал обходить его круг за кругом, и наконец Садыкову повезло. На склоне горы он сумел разглядеть едва заметные следы... нет, не лошадей, а следы жеребенка, который был угнан с ними, но то ли сбежал, то ли, брошенный похитителями, вернулся домой. Пройдя метров пятьсот, милиционер обнаружил отпечатки лошадиных копыт, но вскоре следы оборвались. Однако направление движения преступников все же было определено. Вернувшись в село и посадив пострадавшего старика в служебный "уазик", Альберт Алмасович отправился на поиски преступников.
Участковый - следопыт
Машина могла проехать отнюдь не везде, да и много ли из нее разглядишь? А потому по буеракам и перелескам передвигаться участковому пришлось пешком, чтобы точнее определить дальнейший маршрут похитителей. А те явно хитрили: при любой возможности старались гнать животных через заросли, там, где следы различить было почти невозможно.
Около сорока километров от деревни к деревне пешком преодолел Садыков, пока не вышел на окраину Бугульмы. Случилось это к концу дня, когда совсем стемнело. После четырнадцати часов беспрерывной погони он все-таки подобрался к одному дому в частном секторе. Окончательно определить место проживания конокрадов позволили сани, стоявшие возле их двора, из ворот которого навстречу Садыкову вышла хозяйка. Увидев офицера милиции, не растерялась, подтвердила, что действительно они с мужем держат двух кобыл, но никуда на них нынче не выезжали, а следы копыт возле дома оставила, дескать, недавно сорвавшаяся с привязи лошадь. Однако сбить участкового с толку было уже невозможно. Съездив в отдел за "опером", он вошел с ним в сарай подозреваемых, где увидел лошадей хозяев, мирно жевавших сено.
- А что там, за перегородкой? - спросил Садыков.
- А там кролики, - последовал ответ.
Но открыв еле различимую в темноте сарая дверь, милиционеры обнаружили белую лошадь-красавицу, к которой бросился ее седовласый владелец из Старого Исакова. А вскоре в другом сарайчике была найдена и вторая угнанная лошадь. Отвертеться похитителям не удалось - понесли заслуженное наказание.
Деревенский детектив
После этого случая многие в Старом Исакове стали смотреть на участкового с уважением, отдавая должное его розыскным способностям, которые Садыков проявлял, к слову, еще в детстве. Тогда он до дыр перечитал все детективы, имевшиеся в библиотеке бугульминского села Татарская Дымская, где родился и вырос. Даже проштудировал невесть как попавший туда толстенный учебник по криминалистике...
Потому и не удивились знакомые Садыкова его решению поступить после службы в армии в Елабужскую школу милиции. А впоследствии он окончил юридический вуз. Однако судьба распорядилась иначе. Колхозу имени Куйбышева, куда он, демобилизовавшись, вернулся, потребовался квалифицированный механик, и Альберт подал документы в бугульминский индустриально-педагогический техникум. Хотя поработать на машинном дворе колхоза Садыкову так и не удалось. По окончании БИПТа он был распределен в госавтоинспекцию, где впервые примерил милицейские погоны. А после одиннадцати лет работы в ГАИ его опыт потребовался для усиления отряда участковых. Сначала в городе, затем в районе.
Кстати сказать, вскоре после погони за лошадьми Садыков отличился еще раз. Только уже не один, а вместе со своим напарником по участку Александром Николаевичем Бирюком. И в ситуации, которая поначалу казалась проще пареной репы.
От схватки до погони
Началась эта история с того, что в милицию позвонил сторож животноводческой фермы из села Петровки и сообщил о краже двух коров, коих ночные воры там же на скорую руку и разделали, покидав мясо в багажник своего "Жигуленка". Не дожидаясь приезда милиции, поднявший тревогу сельчанин стал преследовать наглецов на личной машине. Любители чужой говядины, не справившись с управлением, вылетели за обочину и перевернулись. Но без тяжких для себя последствий. Выкинув из багажника половину мяса, чтобы поставить автомобиль на колеса, вновь рванули от погони. Но на этот раз - в обратном направлении. И опять вылетели в кювет, где машина перевернулась и ударилась о столб.
Жулики подавали весьма слабые признаки жизни, поэтому нагнавший их сторож решил, что теперь они никуда не денутся, и поехал в село вызывать милицию. Однако похитители коров быстро очухались и сняли с "Жигулей" госномер, чтобы невозможно было определить его хозяина. Но приступившим к расследованию Садыкову и Бирюку приходилось решать и не такие шарады: владельца автомобиля вычислили довольно быстро. Направляясь к нему домой, уже догадывались, к какому финту тот может прибегнуть. И не ошиблись: именно в эти минуты неудачливый похититель буренок сидел в отделе милиции и... писал заявление об угоне его машины.
Однако Альберт Алмасович с напарником доказали его причастность как к краже с фермы в Петровке, так и еще к нескольким аналогичным и прежде нераскрытым эпизодам.
Наряду с такими вот делами не менее интересны и случаи, когда нарушители закона пытались оказывать Садыкову сопротивление, неизменно проигрывая ему схватки, - Альберт Алмасович, неоднократный победитель различных сабантуев, еще с детства весьма серьезно занимается национальной борьбой. Однако сам он предпочитает говорить о другом.
Чтобы люди спали спокойно
- Не так давно, - поделился Садыков своими мыслями, - глава МВД России говорил о том, насколько важно вернуть доверие народа к милиции. А успех в решении этой задачи зависит, на мой взгляд, не столько от эффективного оперативного раскрытия преступлений, сколько от их предотвращения и от того, насколько комфортно ощущают себя люди на улицах, в общественных местах, не боятся ли выходить из домов по вечерам.
Вот почему Альберт Алмасович считает главным в своей работе не задержание криминальных элементов, а профилактическую работу с населением. И не случайно жители подведомственных ему деревень (это мне доводилось видеть неоднократно), уважительно здороваясь со своим участковым, почтительно снимают шапки.