Портрет эпохи - так хочется назвать это уникальное издание на татарском языке. Оно подготовлено к 85-летию журнала "Казан утлары", почти совпавшему с выходом его тысячного номера. Выдающаяся роль журнала в жизни татарского народа, равно как и других народов России, подчеркнута и в опубликованном на первых страницах приветственном письме Президента РТ Минтимера Шаймиева, адресованном редакции.
Итак, о структуре издания - своеобразной энциклопедии татарской культуры. Шеф-редактор и автор проекта Равиль Файзуллин и составитель Рафик Юнус назвали его "Сияние огней неугасимых". Здесь представлено более двухсот литературных произведений, статей, очерков, воспоминаний различных авторов, а также хроникальные заметки о событиях в литературе и исторические документы, напечатанные на страницах "Казан утлары" начиная с первого номера журнала. Непросто было отобрать из многих тысяч публикаций именно те, которые дают наиболее полное представление не только о литературном процессе, но и о его связи с историей страны и общественно-политическими явлениями в ней. Это составителям удалось.
Ими также проделана большая и важная научно-исследовательская работа по выявлению имен руководителей журнала, а также причин смены его названий. Теперь мы больше знаем и о судьбах многих видных деятелей культуры и политики, связанных с журналом. А среди них было немало людей, занимающих видное место в истории страны и татарского народа.
Например, в числе первых редакторов журнала в 1922-1924 годах были Гасим Мансуров и Мидгат Брундуков. Мансуров - главный идеолог республики, историк и политический деятель, известный и тем, что привлекал в систему образования лояльных священнослужителей. Он называл их "красными муллами", считая образованными и полезными людьми, и не придерживался узкоклассовых взглядов в кадровой политике, что в начале двадцатых годов само по себе было актом гражданской смелости, тем более для члена правящей партии. Брундуков был не только активным участником Гражданской войны, а некоторое время - личным секретарем Сталина в Наркомнаце, но и наркомом просвещения нашей республики.
На одном из пленумов обкома партии обоих назвали злостными националистами за то, что они поддержали выпуск татарского календаря, в котором был помещен портрет царицы Сююмбике. Впрочем, это был только повод. По большому счету и Мансуров, и Брундуков стали жертвами гонений на Султан-Галиева и других видных татарских деятелей, пытавшихся хотя бы частично наполнить реальным содержанием автономный статус своей республики. Оба редактора провели в заключении многие годы и чудом остались живы. Мансуров даже участвовал в Великой Отечественной войне, а сын его Арслан, командир взвода, погиб под Сталинградом.
Не менее интересны судьбы других редакторов довоенной поры, включая и участника штурма Перекопа Гумера Баширова, ставшего потом одним из самых видных татарских писателей. Скажу одно - все редакторы "Казан утлары", как бы он ни назывался в разные периоды своей большой истории, были личностями неординарными. Посредственностей среди них не было. Назову только некоторых: Кави Наджми, Гази Кашшаф, Заки Нури, Рафаэль Мустафин, Гариф Ахунов, Ренат Харис. В сложнейший период перехода нашего общества на новый путь, с 1989 года журнал возглавил Равиль Файзуллин.
Бывали времена, когда вместо фамилии главного редактора в журнале значилось: "Редколлегия" или "Редакция". Так случилось, например, в 1925 году после разгрома правительства Мухтарова, последовавшего вскоре ареста Мансурова и Брундукова. Уже одно ознакомление с именами и биографиями главных редакторов, их заместителей и ответственных секретарей позволяет совершить "путешествие" по истории республики и татарского народа. Но предоставлю это удовольствие читателю.
Здесь же отмечу, что журнал выходил и во время Великой Отечественной войны, когда прекратилось издание ряда журналов, издававшихся в Москве и Ленинграде. Полагаю, тут сказалось влияние "татарского фактора" в нашей политике: очень уж много татар воевало на фронтах, да и ни у одного народа не было столько фронтовых газет. Очевидно, таково было указание Сталина, без которого подобные вопросы не решались.
Да и то, что в годы войны два выдающихся советских писателя - Александр Фадеев и Илья Эренбург - опубликовали свои очерки о воинах-татарах, о многом говорит. Очерк Фадеева "Командир полка", появившийся в журнале "Огонек" и перепечатанный в "Казан утлары", посвящен боевым подвигам майора Ахмета Мустафина, который был потом выдвинут на должность начальника штаба дивизии и погиб осенью 1943 года. Он был отцом известного литературоведа и писателя Рафаэля Мустафина, впоследствии возглавлявшего "Казан утлары", а затем - журнал "Татарстан".
И еще одно наблюдение: в Татарии не было исторических журналов ни на русском, ни на татарском языке, а журнал "Большевик Татарии", переставший выходить в годы войны и восстановленный только после XX съезда КПСС как "Коммунист Татарии", в довоенный период занимался в основном партийной проблематикой. Он обратился к исторической тематике только начиная с шестидесятых годов. Поэтому "Казан утлары" длительное время практически выполнял функции не только литературного, но и исторического, общественно-политического журнала. Продолжая традиции знаменитого "Шуро", издаваемого еще Р.Фахретдиновым, он стал первооткрывателем ряда документов в области истории и литературы. Об этом я уже писал в очерке, посвященном 75-летию "Казан утлары".
Так, в двух номерах журнала в 1940 году Н.Исанбетом впервые был опубликован сводный текст эпоса "Идегей" с вводной статьей к нему. Правда, и эпосу, и журналу не повезло. Известным постановлением ЦК о состоянии идеологической работы в Татарии, принятым в 1944 году, а затем и Татарским обкомом эта публикация была оценена негативно, сам эпос назван "ханско-феодальным" и на многие годы оказался под запретом.
Но вернемся к структуре издания, которому посвящены эти заметки. Оно состоит из семи разделов. Очевидно, правильно то, что составители включили публикуемые в нем произведения не по времени их выхода в свет, а по периодам, описываемым в них. В разделах представлены практически все наиболее известные имена как литераторов, так и научных работников, писавших об истории татарского народа. Есть весьма смелые выступления по наиболее злободневным и спорным проблемам жизни общества и его истории. К ним я бы причислил стихотворение Р.Файзуллина "Азбука колонизатора", опубликованное в 1983 году, когда шла борьба крымских татар за право возвращения на свою историческую родину; выступление выдающегося артиста Абдуллы Шамукова в защиту татарского и других языков, вытесняемых из школьного обучения; стихотворение Н.Наджми "Татарский язык"; статью А.Фатхи "Регионы просвещения и литературные связи", другие столь же злободневные публикации.
Практически ни одно из событий, вызвавших глубочайший отклик в душе народа, не осталось без внимания на страницах журнала. Гражданская война и коллективизация, подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, трагические годы репрессий, прервавшие судьбы многих замечательных писателей или сократившие им жизнь, эпопея создания нефтяной промышленности - все зто и многое другое нашло свое отражение в журнале, а затем ряд произведений был издан отдельными книгами.
Журнал сказал свое веское слово и в период дискуссий о татаро-башкирских отношениях. Особое место занимают романы и повести, посвященные древней истории татарского народа, начиная с булгар. Весьма интересны публикации о драматических годах перестройки, борьбы народов Татарстана за суверенитет. Они принадлежат перу не только литераторов, но и политических деятелей, ученых, принимавших активное участие в этих событиях. Так что не будет преувеличением назвать эту книгу своеобразной антологией духовной жизни татарского народа. Впрочем, не только татарского. На ее страницах встречаются имена представителей русского и многих других народов России.
Уверен, что этому изданию предстоит долгая жизнь. Наверное, его должны иметь все учебные заведения, массовые библиотеки. Полагаю, что, учитывая уникальность книги "Сияние огней неугасимых" и ее значение для истории литературы и журналистики Татарстана, ее авторы-составители Р.Файзуллин и Р.Юнус вполне заслуживают одну из высших премий Союза журналистов РТ или Союза писателей РТ.
...Книга заканчивается стихотворением недавно ушедшего из жизни выдающегося поэта Зульфата, посвященным выходу тысячного номера "Казан утлары". В нем есть очень точные слова, приведу их в вольном переложении: "Какие бы нас ни ожидали будущие дороги, пусть живет тот, кто ведет караван, - наш замечательный журнал".