Сталин одобрил наше изобретение

В сегодняшнем выпуске рубрики - ответы на задания предпоследнего, девятого тура конкурса, который, напомним, посвящен 90-летию нашей газеты.


Первый вопрос, который сформулировал Билял Канеев из Набережных Челнов, для наших участников оказался не совсем простым. Ответить правильно сумели не все. Свои публикации в газете "Рабочий" Виктор Тихомирнов подписывал псевдонимом Терентьев. Известно также, что в других изданиях, в частности большевистских "Правде" и "Нашем пути", с которыми Тихомирнов также активно сотрудничал, он выступал под фамилиями Ветов и (правда, совсем редко) Смирнов.


Второй вопрос задал давний друг редакции и постоянный участник многих наших конкурсов казанец Борис Милицын. Его задание оказалось не менее сложным, но, как признались наши конкурсанты, весьма познавательным.


20 октября 1932 года "Красная Татария" опубликовала обзорную статью "Своею собственной рукой", в которой очертила этапы создания печатной машинки "Яналиф". Статье предшествовала длительная пропагандистская кампания, в ходе которой читателей постоянно информировали о положении дел с переходом на латиницу. В тот момент реформа татарского алфавита, а главное - возможность использовать новую графику в практике документооборота, книгоиздании и народном просвещении были стратегической задачей государства. Сопротивление реформе имело немало объяснений, среди которых не последним был и чисто технический фактор.


Вскоре положение стало меняться. Новая печатная машинка "Яналиф" была создана в ноябре 1929 года казанским мастером Георгием Елизаровым. Ее опытные образцы успешно выдержали испытания, получили одобрение на большой специализированной выставке в Москве и даже были продемонстрированы лично Сталину. Он всецело одобрил изобретение и отдал распоряжение начать массовое производство печатной техники на латинице.


В сентябре 1930 года одна из мастерских Татполиграфа приступила к серийному выпуску улучшенной конструкции машинок "Яналиф", к концу того же года их было выпущено девятнадцать штук. Тогда данный факт преподносился как значительный технический прогресс.


В дальнейшем "Красная Татария" свидетельствовала, что в начале 1931 года в Казани был запущен специализированный завод "Пишмаш" имени председателя ЦИК Азербайджана Агамалы-оглы (он был руководителем всесоюзного комитета по внедрению яналифа). Предприятие заняло помещение бывшей электростанции на площади Свободы, ныне на этом месте - здание Госсовета РТ. В 1931 году "Пишмаш" выпустил 139 машинок "Яналиф", в 1932-м - 1000, в 1933-м - 1300, в 1936-м - уже 4500. Завод полностью удовлетворял потребности страны и сыграл выдающуюся роль в обеспечении успеха реформы алфавита татар и других тюркских народов Советского Союза.


В начале 1956 года "Советская Татария" отразила еще одно важное событие своего времени - восстановление доброго имени Мусы Джалиля.


До тех пор на страницах газет в нашей республике не было ни единого упоминания о погибшем в фашистском плену поэте. Поворотным стал год, открывающий, как считается по традиции, эпоху хрущевской "оттепели". Несмотря на участившиеся в центральной печати упоминания о подвиге ранее преданного забвению Джалиля, в республике все еще существовала жесткая установка на замалчивание его имени.


Плотину молчания прорвало, когда пришла пора отметить полувековой юбилей Джалиля. Примечательно, что случилось это еще до исторического ХХ съезда КПСС, который открылся двумя неделями позднее и на котором Хрущев выступил с разоблачительным докладом о культе личности Сталина. День рождения Джалиля по старому стилю приходится на 2 февраля. А на следующий день в "Советской Татарии" на первой полосе был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР "О присвоении поэту Мусе Джалилю (Залилову М.М.) звания Героя Советского Союза".


Указ сопровождали крупная, на четверть полосы, фотография Джалиля и его переводное стихотворение "Письмо из окопа", написанное в 1941 году.


Таким образом, правильными ответами являются: 1-а, 2-б, 3-б.


Правильно на задания восьмого тура ответили казанцы Ильгиз Валиуллин, Тамара Куклина, Борис Милицын, Рустем Сафин, Билял Канеев из Набережных Челнов. А вот казанцы Эдуард Миндубаев, Динар Сибгатуллин, Наталья Щелкова, группа учащихся казанской школы-интерната №4, Венера Халитова из алексеевского села Мокрые Курнали, Альфия Ханеева из Альметьевска, жительница лаишевского села Емельяново Анна Семенова, Аниса Ахметзянова из Чистополя, Тамара Сафина из поселка Камское Устье, Евгений Афанасьев из буинского села Альшеево в своих ответах оказались не совсем точны.


Уважаемые читатели! Позади остались четыре месяца нашего "фирменного" конкурса. За это время было опубликовано 32 вопроса, а значит, именно такое максимальное количество баллов могут набрать наши участники. В следующий раз мы подведем окончательные итоги нашего конкурса. Победителей ждут заслуженные призы.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости