Направо пойдешь - в Петропавловку попадешь

Если от Новошешминска повернуть направо, то через десять километров перед вами предстанут рассыпанные по крутому берегу реки Шешмы домишки. Это Лысая Гора - так в народе называют один из порядков ("микрорайонов") села Петропавловская Слобода.


Этой ярмарки краски

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, откуда такое смешное название - Лысая Гора. Она и впрямь будто лысая -круглая, как мяч, без какой-либо растительности. Еще в Петропавловской Слободе есть Лягушкино, Мартышкино, Полыновка... Лягушкино находится рядом с болотом, и летом там такое кваканье раздается, что хоть уши затыкай. В Полыновке, по всей видимости, росло некогда много полыни. А вот откуда взялось название Мартышкино? Местные жители лишь плечами пожимают...


До сих пор нет-нет да мелькнет высказывание о том, что Петропавловская Слобода - разбойничье село, что предки его современных жителей отличались дерзким нравом и не гнушались промышлять разбоем. Я попыталась выяснить, насколько это утверждение верно, у местного учителя истории Виталия Юрьевича Дворецкого. Но тот лишь рукой махнул с досады:


- Чего только люди не придумают, каких мифов не насочиняют! Ну, какие мы разбойники? Просто наше село всегда было большим, зажиточным, ярмарочным. Народ, не знавший барщины, отличался свободолюбием и смелостью. Естественно, нас уважали, а если возникали стычки (не без этого, особенно в ярмарочные дни), мы умели за себя постоять. Вот и пошла молва: мол, с петропавловскими лучше не связываться, они сильные и дерзкие. Одним словом, разбойники...


Когда-то село Петропавловская Слобода (впрочем, как и весь современный Новошешминский район) было окраиной Руси. Сюда, подальше от любопытных глаз, спрятаться от царской охранки, помещиков-крепостников, увернуться от какой-либо расправы и наказания сбегался разный люд. Переведя дух, оглядевшись и убедившись в безопасности, беглые обосновывались, строили дома, заводили семьи. А вскоре по собственной воле в селение понаехали и обычные люди, которые ни от кого не прятались. В начале XVII века (именно к этому времени историки относят рождение села) Россия столкнулась с фактом нехватки земель на своей центральной территории. И надо было срочно куда-то расселять людей. Куда? А на восток, укреплять эти территории новым людским контингентом. И царское правительство стало всячески поощрять переселенцев из центра на окраину, даже выделяло вознаграждение. На будущее таким поселениям, на манер казацких, предоставлялись привилегии - их освобождали от налогов, а это была немалая льгота.


Каждому большому православному селу в старые времена полагалось иметь свой день для проведения ярмарки. У Петропавловской Слободы это был Петров день - 12 июля, большой христианский праздник. После службы в храме народ спешил на ярмарку. Вот где царило веселье, лихо отплясывали скоморохи, бойко велась торговля самыми разнообразными товарами местного производства. Село всегда славилось гончарными изделиями - прямо под ногами, в овраге, много отличной глины, бери, сколько хочешь - твори. Из-под рук мастеров-гончаров выходили горшки, миски, кружки и прочая кухонная утварь, пользовавшаяся в округе большим спросом. Кстати, много лет, вплоть до начала 60-х годов прошлого века, в селе работал кирпичный завод. Благодаря этому в Петропавловке не было проблем со строительством - в дело шел кирпич собственного изготовления.


Большим спросом на сельской ярмарке пользовались валенки, изготовленные на местной шерстобитке, отличавшиеся крепостью и удобством в носке. Долгое время, еще в 50-е годы прошлого века, в селе работала маслобойка. Целые поля крестьяне засевали масличными культурами, из которых потом давили масло, особенно славилось горчичное и конопляное. Была когда-то в Петропавловской Слободе и своя мельница.


...Много что было в селе, о чем нынче, к сожалению, приходится только вспоминать. К 70-м годам ХХ века в Петропавловке уже практически не осталось никакого производства. В ту пору в стране активно шел процесс укрупнения хозяйств, исчезли многие мелкие села, власти решили, что развивать небольшие сельские производства нерентабельно, лучше от них отказаться и перевести в райцентр. В данном случае в Чистополь, так как Новошешминского района в ту пору еще не существовало.


Еще в 60-е годы прошлого века Петропавловская Слобода насчитывала около полутора тысяч жителей. В настоящее время, по данным на первое января 2007 года, здесь обитают 773 человека. Из года в год эта цифра уменьшается из-за низкой рождаемости и высокой смертности (в 2006 году в Петропавловке родились 6 младенцев, а умерли - 16 человек). Увы, подобная статистика характерна и для многих других сел республики - в настоящее время деревенское население неуклонно стареет, умирает. А молодежь выбирает для постоянного места жительства города, где жить интереснее и легче найти работу.


Своими руками возрожденный храм

Маковка старой церкви, которая, как и село, называется Петропавловской, видна издалека. Рядом стоит небольшая, сразу видно, что не так давно выстроенная подручными средствами колокольня. По внешнему виду она не очень-то сочетается со старинным храмом, но как же службы служить и православные праздники отмечать без колокольного звона? Церковь в Петропавловке работает вот уже несколько лет, после того, как храм был частично восстановлен. Он, конечно, нуждается в более тщательном ремонте, но средств для этого нет, так что пока приходится довольствоваться малым.


...В конце 80-х годов петропавловцы с удивлением заметили, как два их односельчанина уже весьма преклонного возраста, оба участники Великой Отечественной войны - Федор Зотеевич Шахов и Илья Федорович Рузанов - ходят вокруг церкви, что-то меряют, записывают в тетрадку, обсуждают. Оказалось, собрались восстановить храм. Тогда никто всерьез не воспринял эту затею, над стариками просто посмеялись. Но они, не обращая внимания на насмешки, продолжали работать. Вскоре насмешки прекратились, более того, кое-кто из односельчан стал помогать Шахову и Рузанову восстанавливать храм. И он менялся на глазах.


Больше всего работы выпало, бесспорно, на долю Рузанова. Во-первых, он возрастом моложе. Во-вторых, у его друга Шахова, инвалида войны, была парализована рука. В-третьих, Илья Федорович слыл в селе не просто мастеровым человеком, но еще и неплохо рисовал, за что его в селе называли художником. Сколько себя помнил, с тех пор Рузанов и рисовал - все, что на глаза попадется, что в душе след оставит. Рисовал и с натуры, искусно выполнял копии знаменитых художников: Васнецова, Шишкина, Репина, Левитана. Дом Рузанова в Петропавловской Слободе стал музеем - все стены, как в картинной галерее, завешаны картинами, односельчане специально приходили любоваться всей этой красотой. А когда Илью Федоровича просили нарисовать что-нибудь на память, Рузанов не отказывал: кому ворота распишет, кому стену или дверь. В местной школе оформил биологический кабинет, украсив стены ярким орнаментом.


Если вы проедетесь по Петропавловке, то непременно обратите внимание на расписные ворота одного из местных домов: вот стоят три богатыря во весь рост на конях, а вот присели отдохнуть, разложив съестное на траве, веселые охотники... Грех не остановиться, не полюбоваться, не восхититься! К сожалению, в августе 2006 года Ильи Федоровича не стало. Только-только односельчане торжественно отметили 80-летие ветерана, вручили ему подарки, а уже буквально через несколько дней пришлось его хоронить...


Живи, родник, живи!

Участник Великой Отечественной войны Федор Зотеевич Шахов, 1919 года рождения, ушел из жизни на несколько лет раньше своего друга Рузанова. Он сделал для родного села еще много добрых дел. Это был удивительный, очень интересный человек. Например, он увлекался коллекционированием, любил разные старые вещи, особенно иконы.


У Федора Зотеевича было еще одно необычное хобби, которому ветеран-инвалид посвящал все свободное время - он возрождал родники. Один из них до сих пор в Петропавловской Слободе называют в его честь Зикеевским родником (все односельчане звали Федора Зотеевича - Зикеич, несколько коверкая непривычное отчество).


Это любимый родник в селе. Было время, когда он представлял собой обычный неухоженный ключ, сильными толчками вытекающий из-под земли, но с чистой и вкусной водой. Поэтому сельчане часто сюда приходили кто с ведрами, кто с бидонами. Шахов по собственной инициативе принялся обустраивать родник: огородил его, расчистил, соорудил будку, в которой затем был установлен насос, проведены трубы, - и вода из родника, на радость жителям, побежала прямо в село.


Второй родник (его можно назвать первым по времени появления), к которому приложил руки Шахов, - Сарманов Ключ, расположен в овраге в нескольких сотнях метров от окраины села. Федор Зотеевич обустроил этот родник много лет назад, после его смерти также прошло немало времени. Не мудрено, что родник пришел в запустение и вновь нуждается в обустройстве. Только некому этим заняться...


И тогда за дело взялась глава Петропавловского муниципального образования Светлана Дворецкая. Она решила восстановить родник Сарманов Ключ летом 2007 года. Конечно, сама она мало что сможет сделать, но надеется, что удастся найти помощников. Всего же в округе Петропавловской Слободы семь родников. В идеале, конечно, все их надо обустроить.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости