Рядом с легендарным поэтом

В соседней Чувашии недавно были обнаружены новые воспоминания о Мусе Джалиле.


Их автор - бывший военнопленный Иван Скобелев - уроженец чувашской деревни Нижний Курмей Оренбургской области. В плену он был руководителем отдела немусульманских народов коллаборационистского легиона "Идель-Урал": читал лекции среди узников, выпускал для них газету. После войны Скобелев был осужден за измену и отбыл наказание в советских лагерях.


Мемуары, датированные 1966 годом, хранились в домашнем архиве Семена Ислюкова, который в те годы возглавлял Чувашский обком КПСС. Видимо, исповедь бывшего узника, изложенная на 250 страницах, вызывала немалый интерес, и на высоком уровне решался вопрос о ее публикации. Но партийный функционер не решился предать рукопись огласке. После смерти Ислюкова мемуары Ивана Скобелева вместе с другими документами оказались в Государственном архиве Чувашии.


"Сведения, которые подтвердились по "Моабитским тетрадям", переданным бельгийским товарищем, после войны очень многими узниками были изложены на допросах, - пишет Иван Скобелев. - В то время память была свежа, и очень много было рассказано о коммунистической организации, созданной Мусой Джалилем в Берлине. Лично я тоже, находясь в советской контрразведке в Германии, а затем в министерстве госбезопасности в Чебоксарах, рассказывал о группе Джалиля, но не для оправдания себя (ибо я уже не боялся: больше расстрела не дадут, а высшую меру впоследствии заменили десятью годами заключения), а в целях реабилитации сложивших головы товарищей, в целях сохранения их доброго имени. Но, увы, нас не слушали, даже наоборот: над нами насмехались, нас наказывали!"


С особым интересом воспринимаются в воспоминаниях описание татарского курултая в городе Грайсвальде, состоявшегося 3-5 марта 1944 года, подробности подпольной работы под началом Джалиля после поражения немцев под Сталинградом, а также эпизоды, связанные с разъяснением среди легионеров авантюризма генерала Власова.


Муса Джалиль пользовался непререкаемым авторитетом среди татар-военнопленных, поэтому вокруг него хлопотало немало высокопоставленных лиц - немецкий офицер Унгляубе, "президент" воображаемого государства "Идель-Урал", эмигрант Шафи Алмаз и даже глава так называемого восточного министерства Германии Розенберг. Но поэт оказался непреклонным в своих убеждениях: формально дав согласие на сотрудничество, фактически избрал трудный и опасный путь борьбы.


Некоторые исследователи коллаборационистского движения поволжско-приуральских татар в годы Второй мировой войны в своих трудах подчеркивают, что попытки военного и политического сотрудничества Германии с представителями народов СССР можно рассматривать как авантюру. Но мемуары Ивана Скобелева приводят к выводу, что не было так однозначно. И во многом благодаря усилиям подпольщиков, среди которых был Джалиль, были сведены на нет усилия фашистов склонить узников на свою сторону.


Валерий АЛЕКСИН.
Чебоксары.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости