Подкидыш, или "Мочалов в юбке"

information_items_1347369371

"Если вы еще не видали госпожу Стрепетову - идите и смотрите. Я не знаю, бывала ли когда-нибудь наша сцена счастливее, чем стала теперь, с приездом этой в полном смысле артистки-художницы!.."


Эти строки появились в одной из газет 25 января 1872 года и посвящались дебюту на казанской сцене молодой актрисы Полины Стрепетовой в роли Верочки из пьесы П.Боборыкина "Ребенок". И с этого момента к ней пришла слава. Пришла именно в Казани и уже из этого города стала греметь по всей России, собирая на представлениях с участием Стрепетовой полные аншлаги.


Не было свободных мест в Городском театре и на спектакле по пьесе А.Островского "На бойком месте", где Стрепетова играла Аннушку. Играла превосходно. А песню "Убаюкай, родная, меня", вставленную ею самой в ткань спектакля, она исполнила так, что "вдруг вся публика смолкла, словно затаила дыхание, словно ждала еще чего-то, и вдруг весь театр потрясся от грохота рукоплесканий и восторженных криков: браво! браво! бис! бис! И артистка снова запела, и запела, кажется, еще лучше, еще мучительно больнее, с дрожью и слезами в голосе, и закончила ее положительными рыданиями... Плакала вместе с ней чуть ли не вся публика", - вспоминал спустя двадцать лет заядлый театрал литератор Н.Ф.Юшков.


Первый бенефис Полины Стрепетовой в Казани состоялся 17 февраля 1872 года. Петр Михайлович Медведев, выдающийся антрепренер, коему Казань обязана была лучшим театром во всей российской провинции, выбрал для бенефиса роль Лизаветы из "Горькой судьбины" А.Писемского, с которым Стрепетова будет впоследствии дружна. Это была драма из крестьянской жизни, более десяти лет с успехом шедшая в столичных и провинциальных театрах, и завзятые театралы получили возможность сравнить игру Стрепетовой с исполнением этой роли другими актрисами. На это, очевидно, и делал ставку Медведев, безгранично уверовавший менее чем за месяц знакомства со Стрепетовой в ее талант и актерское мастерство. И он не прогадал. После спектакля местные газеты вновь разразились восторженными статьями об игре Полины Стрепетовой, подчеркивая, что она "обладает таким замечательным талантом, который мог бы доставить ей видное место и на столичной сцене". Ошиблись они только в одном: место, которого достигнет Полина Стрепетова на столичной сцене, будет не "видным", а первым...


* * *


Смурым осенним вечером 1850 года в дом театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова постучали.


- И кого это черт несет? - громко посетовал неизвестно кому Антип Григорьевич и пошел открывать сам, ибо камердинера в сем дому не держали, а супруга хозяина дома, Лизанька, как звал ее муж, в те дни была сильно беременна четвертым или пятым ребенком.


Привычки задавать вопрос "кто там?" не своим голосом и рассматривать гостя в дверной глазок заведено еще не было, да и не дождался бы Антип никакого ответу, ибо когда распахнул он дверь, то увидел на крыльце лишь корзинку, а в ней - спящего грудного младенца.


Что бы сделал наш, постсоветский человек, имеющий большую (а хотя бы и небольшую) малообеспеченную семью? Позвонил бы в милицию или отнес ребенка в детдом, ежели бы таковой находился поблизости.


А что сделали Антип и Елизавета Стрепетовы? Они приняли подкидыша - это оказалась девочка - в семью, хотя в середине позапрошлого века в губернском городе Нижний Новгород, где случилось это событие, конечно, были и полицейские участки, и сиротские дома. Приняли и воспитали, не делая никакого различия между подкидышем и родными детьми.


Приемные родители Полины - так назвали девочку - держали детей в строгости, учили их быть смиренными и почитать Бога. И в то же время делали все, чтобы вывести их в люди. К Поле приставили няню Евфросинью Григорьевну, бывшую крепостную крестьянку, а затем пригласили в качестве гувернера какого-то старичка, окончившего полвека назад духовную семинарию. За три рубля в месяц он обучал девочку чтению, письму, четырем арифметическим действиям и нескольким французским фразам. До азов географии и истории дело не дошло: старичок вскоре отдал Богу душу, и образование Поли закончилось. Но бывший семинарист все же успел обучить ее главному: мыслить и самостоятельно умножать знания.


С раннего детства она твердо знала, что будет актрисой. "Тайком, когда никто не видел, - писал З.Фельдман, автор биографического очерка, вышедшего лет шестьдесят назад в издательстве "Искусство", - разыгрывала она перед зеркалом целые сцены и этюды собственного сочинения. Иногда Стрепетов брал свою воспитанницу за кулисы, и она смотрела спектакль со сцены, забившись в угол между декорациями. Здесь она знакомилась с самим механизмом театрального дела, проникала в тайны сценических превращений, лазала в суфлерскую будку... С каждым днем все серьезней и глубже становилась ее мечта о сценической деятельности".


У Поленьки не было внешних данных для сценической деятельности: она не была красива, у нее с детства был искривлен позвоночник, что было причиной бросавшейся в глаза сутулости, и лишь низкий грудной голос и выразительные глаза, освещавшие ее худое лицо, говорили о том богатстве и красоте, которые жили внутри, в сердце и душе. (Это прекрасно схватил живописец-"передвижник" Николай Ярошенко, написавший портрет Стрепетовой в 1884 году.) И еще был жесткий и непримиримый характер, закаленный детскими дразнилками и перешептыванием "доброжелательных соседей": подкидыш...


Тем не менее летом 1865 года состоялся ее удачный дебют на сцене Рыбинского театра в водевиле "Зачем иные люди женятся". Полина набиралась сценического опыта удивительно быстро. Играла в драмах, комедиях и даже оперетках в Ярославле, Симбирске, Владимире, Муроме, Орле. В Нижнем Новгороде, впервые получив роль Лизы в "Горе от ума", восемнадцатилетняя актриса положила начало новой трактовке этого образа. Лиза перестала быть похожей на французскую субретку, как ее изображали до Стрепетовой, и стала русской крепостной девушкой, как и было задумано автором.


Затем были Самара и начиная со второй половины сезона 1871/72 годов Казань, куда ее пригласил самый крупный и яркий провинциальный антрепренер Петр Михайлович Медведев. В Казани и раскрылся полностью талант Полины Стрепетовой.


Казанский театр Медведева, как писал историк И.Крути, "был, чуть ли не единственным, где новые актерские силы получили возможность наилучшим образом обнаружить и развить свои дарования". Петр Михайлович, сам прекрасный актер и режиссер, обладал еще и блестящими организаторскими способностями. В его труппе играли самые лучшие провинциальные актеры. И еще: он был не жаден и поднял жалование актерам с 15-50 рублей (обычный актерский месячный оклад) до 200 рублей минимум. Стрепетова уже в первый сезон подписала с ним контракт на 500 рублей за участие в спектаклях с 21 января по 29 февраля 1872 года, а фактически получила 700 рублей, сыграв 11 или 12 спектаклей. Естественно, она не раздумывая приняла и последующие его приглашения. "У него была лучшая обстановка, какую только можно требовать в провинции", - вспоминала впоследствии сама Стрепетова.


Ее коронными спектаклями были "Горькая судьбина", "Около денег" и "Гроза". В них она "была конкретна до мелочей, - писал З.Фельдман, - до самых тонких, тщательно продуманных деталей". Стрепетова превосходно владела мелодикой народной речи, умела в одну фразу вложить большое психологическое содержание. Умела молчать на сцене - непростое искусство для актера, тщательно заботилась о костюмах, а в драматически сильные моменты просто "опрокидывала чувства зрителей".


В ночь с 3 на 4 декабря 1874 года Городской театр в Казани сгорел. Труппа Медведева, а это более сотни актеров, практически осталась без работы, а те спектакли, что время от времени проходили в большой зале Дворянского собрания, не давали нормальных сборов. И большинство актеров разъехалось по другим провинциальным театрам. В том числе и Полина Антипьевна Стрепетова.


* * *


Премьера "Горькой судьбины" Писемского с участием Стрепетовой в Московском императорском Малом театре прошла более чем успешно. И на следующий день актриса проснулась знаменитой. "Она открыла московской публике истинное значение народной драмы Писемского, почти неизвестной до той поры, - писал З.Фельдман, - целая эпоха русской жизни проходила перед глазами зрителей". Сам автор был в восторге от Лизаветы Стрепетовой и назвал Полину Антипьевну "Мочаловым в юбке". Огромным успехом завершилась и премьера "Грозы", после которой у Стрепетовой появилось в Москве множество почитателей.


И все-таки в Малом театре ей было тесновато: Федотова и Ермолова были в полном расцвете сил, а союза с ними у Стрепетовой не получилось. И в 1881 году она покидает московскую сцену и уезжает в Петербург.


Несколько месяцев она ждет дебюта в Императорском Александринском театре, играя в клубах и небольших театрах. Наконец в конце 1881 года такая возможность ей предоставляется. Дебют Стрепетовой был успешным, и она была принята в труппу Александринского театра.


Ей не повезло, что титулованная знать предпочитала русским драмам балет и легкую французскую комедию. Но все равно первый спектакль "Горькая судьбина" с участием Стрепетовой не прошел незамеченным. Газеты весьма сдержанно отнеслись к ее появлению на Александринской сцене, зато публика, занимавшая дешевые места, - студенты, мещане, интеллигенция - с первых же спектаклей сделали ее своим кумиром. Сборы театра неуклонно увеличивались. В Александринку стали ходить на Стрепетову, несмотря на то, что газеты продолжали писать, что "слава ее преувеличена и раздута".


"Возвращаясь к вопросу о сборах, - писала газета "Наблюдатель" в 1884 году, - мы заметим еще, что на успех слишком стала влиять полуразвитая масса, наполняющая собой верхи театра. Нигде в Европе вы не найдете, чтоб менее развитая часть публики так распоряжалась успехом пьесы и актеров, как именно здесь, в Александринском театре... Драма, переделанная г. Крыловым из повести "Около денег", дала Стрепетовой новый и весьма выгодный случай притягивать в театр то, что французы называют "большой публикой"; и она дает самые крупные сборы, она шумит всего больше в театре, она самая щедрая на вызовы, крики и овации..."


Публика боготворила Стрепетову, а тогдашний директор Александринки камергер И.Всеволжский относился к ней явно недоброжелательно. Однажды после спектакля "Чародейка" по пьесе И.Шпажинского, где играла Стрепетова, он во всеуслышание сказал:


- Избави нас Бог от горбатых чародеек.


Но многие, к счастью, понимали, чего стоила эта актриса в действительности. А.Суворин и В.Буренин специально для нее написали драму "Медея". Александр Николаевич Островский именно ей поручал заботу о постановке своих пьес в Александринском театре, защищал от нападок театральной дирекции и написал свои последние пьесы "Без вины виноватые" и "Не от мира сего", сообразуясь в известной мере с особенностями игры Полины Антипьевны. И лучше Стрепетовой в "Без вины виноватые" Кручинину в те годы не играл никто.


В середине восьмидесятых годов имя Стрепетовой стало терять свою притягательную силу: друзьям надоело ее защищать, а врагам надоело нападать. Кроме того, были и явные неудачи, когда она бралась не за свои роли. Сборы на спектакли с ее участием стали падать, и дирекция театра стала отлучать Стрепетову от ролей, естественно, сокращая жалованье и лишая бенефисных спектаклей.


Характер актрисы, резкий и неуживчивый, испортился еще больше, она закатывала истерики и скандалы и в 1890 году по распоряжению И.Всеволжского была уволена из Александринского театра.


* * *


Это было началом ее конца как драматической актрисы. Стрепетова снова гастролирует по провинции, в том числе дает несколько спектаклей в Казани, что, к слову сказать, поправило на время дела антрепренера В.Перовского. Но талант Стрепетовой явно клонился к закату. Она как-то резко постарела, на смену дарованию пришла ремесленная актерская техника.


"Стрепетову нельзя было узнать, - делился впечатлениями некий театрал после спектакля "Гроза" в 1895 году в одном из петербургских клубов. - Ни силы чувства, ни тонкости, ни искренности переживаний, ни льющегося в душу зрителя чарующего когда-то голоса. Осталась одна заученная внешняя техника хорошей, опытной актрисы. До слез было жалко смотреть на Стрепетову в Катерине. Старое, злое лицо, тусклый, негибкий голос, неуклюжая сгорбленная фигура с угловатыми движениями не в меру длинных рук..."


В 1899 году новый директор императорских театров князь С.Волконский пригласил Полину Антипьевну в труппу Александринского театра на роли комических старух. Но играть таковых она не умела. Выступив несколько раз в течение сезона 1899/1900 годов, она вновь, и теперь уже навсегда, была уволена с императорской сцены.


Стрепетова заболела, но еще три года играла в случайных спектаклях, пока не слегла с тяжелым диагнозом "рак желудка". Операция ничего не дала, и в октябре 1903 года Полина Антипьевна Стрепетова умерла. На ее похороны собрались одни старики - имя ее уже ничего не говорило новому зрителю XX века, как ничего не говорят нынче зрителю XXI века имена Ивана Москвина, Зои Федоровой, Михаила Жарова...

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости