Имеют ли право на жизнь памятники Сталину,

information_items_1347369363

"Споемте, друзья!" - под таким заголовком в "Шешминской нови" в канун Дня России был опубликован текст Государственного гимна страны. Сделано это было по просьбе ветеранов Великой Отечественной войны из села Слобода Черемуховая и других патриотически настроенных читателей.


В самом деле: основной государственный праздник - удобный повод для ликбеза на тему о любви к Родине. Увы, замечает газета, новые слова гимна по прошествии четырех лет после его официального утверждения в народе так и не стали популярными. Подавляющее большинство из нас не знают текста главной песни России. И потому очень хочется верить, что к новошешминцам это уже не относится.


Взбудоражил патриотические чувства земляков и скромный ветеран войны В.Павлов из Нижнекамска. В местной "Ленинской правде" он размышлял о том, нужно ли устанавливать памятники Сталину. Как известно, вокруг этого вопроса в канун 60-летия Победы над фашистской Германией разгорелась бурная полемика. Взвесив все "за" и "против", Павлов пришел для себя к выводу: памятники вождю всех времен и народов имеют право на существование.


Пожилой нижнекамец, в частности, провел параллель с Николаем II, которого многие современники называли Кровавым, - на его совести были Ходынка, Кровавое воскресенье, Ленский расстрел и другие крайне неприглядные события. Соглашаясь с тем, что Сталин совершил куда большие злодеяния против собственного народа, В.Павлов оправдывает их беспрецедентной модернизацией страны при генералиссимусе до статуса ядерной супердержавы.


Для современников, пишет пенсионер, не всегда очевиден смысл исторических обстоятельств, и, как всегда, только время способно дать той или иной личности объективную оценку. Объявила же святым Николая II православная церковь. И где гарантия, что, если памятник Сталину не установим мы, этого не сделают наши потомки?


В российской истории немало парадоксов. Еще об одном из них повествуют "Высокогорские вести", не пожалевшие площади на цикл больших публикаций о... Сибирском тракте. Сегодня это всего лишь название дороги в восточном направлении. Между тем тракт, отправной точкой которого была Казань, долгое время служил основной сухопутной артерией, которая сыграла выдающуюся роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, а потому всегда содержалась в образцовом порядке и имела наилучшую в империи придорожную инфраструктуру. Известно, например, что исключительно на Сибирском тракте через каждые 25-30 верст существовали ямские и постоялые станции. Это были двухэтажные деревянные дома с гостиницами для гражданских лиц и конюшнями, которые на территории нынешнего Татарстана, к примеру, сохранились в селе Чепчуги и балтасинском Карадугане.


Углубленные изыскания краеведа из Чепчугов Мансура Билялова дополнили эти знания некоторыми подробностями. Так, трепетное отношение властей к тракту во многом объяснялось еще и тем, что он служил и путем препровождения в ссылку политически неугодных и каторжников. Сибирский тракт в этом смысле был фактически частью огромного репрессивного аппарата государства. Но именно в этом качестве он и задумывался еще Иваном Грозным.


Билялов сделал небольшое практическое открытие: второй этаж этапных трактовых станций выполнял роль укрепленных тюремных камер, в которых ссыльные останавливались на ночь, дабы с раннего утра продолжить пеший путь по очередному этапу. 30 верст в сутки! Краевед рассказал также, что придорожную гостиницу с этапной тюрьмой в Чепчугах до революции содержало семейство с говорящей фамилией Капраловы. Основатель этого рода лично встречал и провожал в дальнейший путь самого Радищева, сосланного в Илимский острог.


Сегодня путешествие на перекладных давно неактуально. Основное средство передвижения - автомобиль, который стал мерилом благополучия не только отдельных семей, но и целых районов. Рыбнослободские "Сельские горизонты", например, с гордостью сообщают, что на тысячу жителей района нынче приходится 39 владельцев автомашин. Это в два раза больше, чем в соседних Пестречинском, Сабинском, Тюлячинском районах и приблизительно столько же, сколько в одном из наиболее богатых сельских районов - Нурлатском.


И все же крупные города республики в этой негласной гонке - вне конкуренции. Однако здесь в качестве критерия процветания выступают исключительно иномарки. Причем их количество, как пишут "Вечерние Челны", скоро оставит далеко позади наличный парк частных легковых отечественных автомобилей. Спрос на иномарки в Набережных Челнах таков, что продавцы не успевают его удовлетворять. В местных автосервисах, торгующих машинами импортных образцов (в основном отечественной сборки), выстроились очереди клиентов на месяц-другой вперед. При этом заявки на приобретение наиболее популярных автомобилей, таких, как "Хендай" и "Дэу-Нексия", принимаются только с солидной предоплатой.


По мнению газеты, это тем более показательно, что автоград с социальной точки зрения традиционно считается не самой благополучной зоной. Впрочем, импортные автомобили давно перестали быть роскошью - по своей стоимости они не многим дороже российских, зато по качеству традиционно заметно превосходят их. Многочисленная местная бизнес-прослойка хорошо уразумела это.


А вот в провинциальном Буинске быстро передвигаться привыкли на ногах. И так сноровка эта укоренилась, что решили здесь открыть свой клуб любителей бега. Как информирует газета "Знамя", в начале лета на местном центральном стадионе имени Трусенева состоялась торжественная презентация нового объединения. Ее участником стал прибывший специально по этому поводу председатель Татарстанского отделения Российского оборонного спортивно-технического общества (бывшего ДОСААФ) М.Шакиров. Обсуждение устава клуба и плана спортивных нормативов и достижений завершилось неформально - массовым забегом по улицам города.


Сегодня буинских бегунов-активистов - пятнадцать человек, в том числе весьма авторитетный в спортивных кругах республики марафонец И.Гимазетдинов. Все они регулярно собираются вместе на стадионе - каждую среду в семь часов вечера. Так что добро пожаловать!


А в Булгаре - небывалый наплыв приезжих. Конечно, к туристам здесь привыкли давно, но в год тысячелетия Казани их особенно много. Столь массовое паломничество к старому Булгарскому городищу, как сообщает спасская "Новая жизнь", стало возможным после долгожданного завершения работ по углублению фарватера Волги от туристического причала до основного русла реки. Напомним: углубление необходимого десятикилометрового отрезка на мелководье было начато здесь больше десяти лет назад, но из-за отсутствия финансирования осталось незавершенным. И вот сегодня к речным воротам Булгара могут приставать не только миниатюрные "Метеоры", но и многопалубные пассажирские лайнеры.


В Зеленодольске тоже случился ажиотаж, правда, временный. В город из Марий Эл на несколько дней прибыла икона Божией Матери - Всецарицы. Образ побывал в двух местных храмах - Иоанна Кронштадтского и Петра и Павла. И тут же, как пишет "Зеленодольская правда", к ним потянулись верующие, поскольку слух о чудодейственных исцелениях (особенно от онкологических заболеваний) давно доходил до жителей республики. Пребывание иконы завершилось большим крестным ходом вокруг городского поселка Гари.


Жители камскоустьинского поселка Осинники тоже часто ходят кругами - только вокруг местного магазина. Они пожаловались в местные "Волжские зори" на крайнюю скудность его ассортимента. Кроме алкогольных напитков, в магазине систематически ничего не бывает. Даже хлеб приходится покупать у нелегалов на дому. Естественно, пронырливые предприниматели наладили его доставку и реализацию втридорога. А уж пряники, конфеты, сигареты и спички местное население не видывало больше года.


В ходе проверки с выездом на место, организованной редакцией совместно со специалистами районной администрации, неприглядные факты подтвердились. На пустых полках магазина красовались лишь бутылки с водкой шести марок, баллоны с пивом восьми видов, пачки старых макарон да маргарина. По словам продавщицы, завоза в магазине не было с апреля. Но ответственное лицо - специалист по маркетингу (каково звучит!) Теньковского торгпредприятия господин Сороковнин был невозмутим. Он объяснил ситуацию... отсутствием оборотных средств.


А вы говорите - патриотизм! С таким подходом к делу его нет и никогда не будет. Поэтому, наверное, такие теплые чувства вызывают свидетельства о хороших начинаниях - увы, так уж получается, имевших место в прошлом. Обойти вниманием фотографию 1936 года из пестречинской "Вперед" мы не смогли. На ней - большое скопление народа возле здания бывшего местного райисполкома. Все аплодируют после выступления оратора. На лицах людей - искренняя радость и гордость.


А повод для события по тем временам необычный - проводы первого пестречинского тракториста на службу в Красную Армию. К сожалению, его имя и фамилия до нас не дошли. Известно только, что молодой человек ушел из казармы защищать Родину в грозном 1941-м. Да так и пропал на фронтах Великой Отечественной.


Для контраста - факт от альметьевского "Знамени труда": 17 злостно уклоняющихся от призыва в Вооруженные Силы РФ молодых людей и несколько десятков их "коллег"-новичков. Газета привела некоторые их фамилии и подробные адреса.


Ведь история должна знать имена "героев"...

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости