Одной из ведущих военно-промышленных баз страны в годы Великой Отечественной войны стала наша республика. Только в Казань в 1941 году из прифронтовой полосы было эвакуировано почти семьдесят предприятий. В общей сложности Татария дала фронту более 90 тысяч тонн пороха, две трети всех произведенных в то время в стране легких бомбардировщиков "По-2", половину всех авиамоторов, снаряжение, огромное количество боеприпасов, теплых вещей и одежды, продовольствия. На деньги, собранные татарстанцами, было построено несколько танковых колонн и авиаэскадрилий...
Этой героической странице в истории республики посвящен специальный агитпроект, который накануне 60-летия Победы над фашизмом рассказывает о прошлом и современной роли эвакуированных в Татарию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Организаторы проекта - Министерство экономики и промышленности РТ и Агентство по массовой коммуникации "Татмедиа". В их планах - в оставшееся до Дня Победы время рассказать общественности о полутора десятках предприятий, которые в годы войны были эвакуированы в Казань и поныне составляют промышленную мощь республики. Первыми в этом цикле встреч оказались Зеленодольский завод имени Горького и казанский завод "Электроприбор".
Если бы не ваши "бычки"...
Зеленодольский завод был первым в республике судостроительным производством. Он основан на берегу удобного волжского затона еще в 1895 году и до революции назывался Паратским - по месту жительства крестьян, переселенных сюда в массовом порядке из марийских сел Большие и Малые Параты. Специализировалось предприятие на ремонте речных судов и постройке понтонов.
В годы Гражданской войны завод пережил первую модернизацию за счет эвакуированных предприятий - он был укреплен мощностями Балтийского и Ижорского судоремонтных заводов, вывезенных в 1918 году из Петрограда, которому угрожала немецкая оккупация.
В годы первых советских пятилеток на предприятии был размещен первый военный заказ - на выпуск бортового снаряжения для речных судов. В 1934 году, после его успешного выполнения, заводу присвоили имя Горького. Вплоть до начала войны он выпускал тентовые и сухогрузные баржи и речные колесные буксиры. Последние стали фирменной маркой заводчан, спускавших на воду по 12-13 подобных судов ежегодно и полностью оснастивших ими несколько речных пароходств страны.
С первых дней Великой Отечественной завод практически полностью перешел на выпуск оборонной продукции. Две тысячи восемьсот рабочих ушли на фронт (вернулись лишь 830), их место заняли женщины, подростки, старики. Около семисот заводчан были награждены боевыми орденами и медалями, среди них И.Засорин - Герой Советского Союза и Я.Харитонов - полный кавалер ордена Славы. Около семисот работников удостоились государственных наград за трудовой подвиг в тылу.
Наиболее значительная веха тех лет - освоение крупных мощностей эвакуированных производств - Киевского судоремонтного завода и ленинградской верфи "Ленинская кузница". Отныне зеленодольское предприятие строило бронекатера, морские охотники за подводными лодками, тральщики, рейдовые буксиры, бензобаржи, торпедные катера, а также выпускало корпуса авиабомб, зенитные установки, аэросани, снаряды и пулеметы.
Самым легендарным видом военной техники зеленодольцев стали бронекатера, или, как их называли, "речные танки". Эти небольшие, маневренные, с малой осадкой и высокой скоростью катера неизменно оказывались участниками сражений на реках, помогая нашим сухопутным войскам. За годы войны на воду было спущено 77 судов подобного типа. Это позволило, в частности, полностью перевооружить Волжскую флотилию. Бронекатера стали ее ударным костяком в Сталинградской битве.
"Если бы не ваши "бычки", - рассказал позднее в своих воспоминаниях командующий 62-й армией В.Чуйков, - нам бы не удержать тогда позиций. Благодаря катерам, курсировавшим между противоположными берегами Волги, мы смогли доставить десятидневный запас вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и с успехом отстояли Сталинград, нанося удар за ударом".
Всего в стране было построено 308 бронекатеров, 148 из них сошли со стапелей Зеленодольска. Память о подвигах этих судов увековечена - перед входом на заводскую территорию на пьедестале установлен произведенный здесь катер "Калюжный" с бортовым номером 234. Такие же памятники есть в белорусском городе Пинске, в Измаиле, Мариуполе и в Волгограде - на "Панораме", посвященной ратному подвигу советского воина под Сталинградом.
Благодарность за подписью Сталина
"Электроприбор" - один из старейших заводов авиационного приборостроения России, основанный в Москве в 1917 году и выпускавший уникальное оборудование, которое было призвано заместить импорт из-за рубежа свечей зажигания, тахометров, высотометров, указателей скорости, других сложных измерительных приборов. Позднее завод собирал вольтметры, газоанализаторы, тягометры, а также гражданскую продукцию, например, популярные патефоны. В Казань предприятие (тогда в соответствии с отраслевой номенклатурой оно называлось Заводом №230) было эвакуировано в августе 1941 года. Как свидетельствуют архивы, в Татарию незавершенного производства было перевезено почти на два миллиона рублей - гигантскую по тем временам сумму.
Завод разместился на тогдашней окраине города на площадях ветеринарного института, и с первых же дней руководство предприятия столкнулось со множеством проблем. Так, без перепланировки помещений, усиления полов и межэтажных перекрытий здание было непригодно для промышленного производства. Недостаточны были мощности электро-, водоснабжения и канализационной сети, не было помещений под склады, негде было размещать людей.
Между тем приказ наркома авиационной промышленности предписывал восстановить завод в течение месяца. Решение этой задачи легло в основном на плечи женщин и подростков. Почти все вновь принятые кадры не имели заводской профессии, а потому непосредственно на рабочих местах организовали их обучение. Всего с 1942 по 1945 год было подготовлено 1700 специалистов, многие заслужили звание стахановцев. На заводе работали вечерняя школа и филиал фабрично-заводского училища №27. За три с половиной года они подготовили свыше трехсот токарей, слесарей и сборщиков.
Параллельно решался вопрос о быте заводчан. На заводе открыли прачечную, детский сад, сапожную и пошивочную мастерские, парикмахерскую, столовую. Завтраки и обеды отпускались за счет продовольственных карточек. Со временем в Ленино-Кокушкино возникло подсобное хозяйство. Для снабжения заводчан топливом на заводе создали лесотопливный отдел, который ежегодно заготавливал по 20 тысяч кубометров дров. Для их подвоза было проложено ответвление трамвайных путей от конечной остановки на Арском поле до завода. На трамвайных вагонах-платформах в ночное время перевозили дрова и другие грузы с железнодорожной станции и из речного порта.
Выполняя заказы авиационной, танковой и судостроительной промышленности, а также авиационных частей, завод к концу Великой Отечественной добился роста производства оборонной продукции в 3,5 раза по сравнению с 1940 годом. В Почетной грамоте, которой наградил коллектив завода совет ветеранов 4-й гвардейской Киевской Краснознаменной ордена Кутузова штурмовой авиационной дивизии, записано: "За обеспечение высококачественными приборами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков".
Заводчане внесли достойный вклад в Великую Победу не только трудом, но и участием в патриотическом движении по сбору средств на вооружение Красной Армии. Осенью 1942 года они добровольно внесли четыреста тысяч рублей на строительство боевых самолетов. В 1943-1944 годах коллектив завода передал в фонд помощи партизанам Украины и Белоруссии более двухсот тысяч рублей. В апреле 1943 года завод отправил в помощь возрождающемуся из руин Сталинграду 138 единиц оборудования, 6800 единиц различных инструментов, несколько тонн стройматериалов, 500 пар ботинок. Председатель Государственного Комитета Обороны Сталин выразил в своей телеграмме благодарность за эту помощь от имени Красной Армии всему коллективу завода.
Труженики предприятия вели шефство над госпиталем, инвалидами войны и семьями погибших, постоянно сдавали донорскую кровь. Заводчане оказывали разностороннюю помощь подшефным колхозам и школам.
Продолжение следует...
После войны оба завода продолжили летопись трудовых достижений. Достаточно сказать, например, что все выпущенные в стране пассажирские теплоходы на подводных крыльях серии "Метеор" сошли со стапелей именно зеленодольских судостроителей. Предприятие собирало и по-прежнему продолжает собирать уникальные боевые корабли. А вот коллектив "Электроприбора" по праву гордится выпуском первых в стране систем автоматического управления самолетами, аппаратов по расшифровке "черных ящиков", современной авиатехники, некоторых видов космического оборудования и систем наведения баллистических ракет-носителей класса "воздух-земля". А еще, оказавшись на "Электроприборе", вы обязательно узнаете, как после войны в сборочном цехе завода трудилась одна из первых в стране женщин-летчиц, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова.
Как и для многих оборонных производств, эпоха перехода к рынку стала для обоих предприятий временем нелегких испытаний. В годы конверсии зеленодольский и казанский заводы открыли собственные проектно-конструкторские бюро и приступили к выпуску новых видов товаров, спрос на которые неизменно высок. Это не только современные виды военной техники, но и популярные товары широкого потребления. Кто, к примеру, не знает замков повышенной надежности "ELP", получивших наименование по трем буквам названия казанского завода.