Уважаемые читатели! Наш конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани, выходит на финишную прямую. Сегодня - "юбилейный", тридцатый по счету, выпуск рубрики. Менее полугода остается до подведения окончательных итогов нашего интеллектуального марафона. Ниже мы систематизируем ответы, которые были присланы участниками на задание двадцать седьмого тура (см. "РТ" №254-255 от 23 декабря 2004 г.).
Пересыльная тюрьма
На снимке изображена панорама восточной части Казанского Кремля. Выбранный для фотосъемки ракурс - из окна здания Городской думы (ныне - администрации Казани) - встречается довольно редко. Мы привыкли видеть Кремль с "парадной" - северо-западной стороны, с Волги или Казанки. Тем ценнее этот фотодокумент, владельца которого - нашу постоянную читательницу Веру Аржеухову искренне благодарим.
На левом крае снимка видна часть Юго-восточной (Наугольной) башни кремлевской стены, а в центре на возвышении - башня Констисторская. Хорошо просматриваются также верхние части башни Сююмбике, колокольни Благовещенского собора и архиерейский дом. Однако центральное место на фотографии занимает пересыльная тюрьма. Ныне это дом №7 по улице Батурина (бывшая Односторонняя пересыльного замка), в котором располагается Городской онкологический диспансер. Недавно было объявлено, что скоро он должен переехать в новое помещение, а здание станет частью ис-торико-культурного музея-заповедника "Казанский Кремль".
В левом нижнем углу фотографии (на улице у подножия кремлевского холма) виден газовый фонарь, а по центру - электрический. Деревянная ограда вокруг Городской думы была снесена после октября 1917 года. Отсюда делаем вывод, что снимок был выполнен в предреволюционные годы.
Фабрика Михляева
"Здание под Кремлем" имеет интересную историю. Оно было построено казанским купцом Иваном Михляевым (1667-1728) в начале ХVIII века для его суконного производ-ства.
Михляева заслуженно считали одним из самых богатых купцов Казани. Хорошо знали его и за пределами города. Иван Афанасьевич успешно совмещал производственную и торговую деятельность. В Казани он владел не только суконной фабрикой, но и кожевенным, винокуренным заводами, а в Москве был совладельцем полотняного завода. Кроме Казани, где он имел 34 лавки и магазина, Михляев торговал в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Астрахани, других городах Поволжья, на Макарьевской, Архангело-городской и Ирбитской ярмарках, в Сибири и даже в Китае. Например, в 1701 году казанский купец продал 5358 пудов юфти (сорт мягкой и прочной кожи) на 24000 рублей, а в 1704 году - 3375 пудов на 15600 рублей. По тем временам это были целые состояния.
В отличие от современных "олигархов" Михляев поднял собственную финансовую империю упорным и вдумчивым трудом. И был при этом щедрым меценатом.
Передать в надежные руки!
...Сукно российского производства в конце XVII века было невысокого качества, поэтому для изготовления обмундирования для солдат его приходилось закупать за границей. Петр I решил избавиться от иностранной зависимости и основал в России несколько государственных суконных фабрик, или, как их называли, казенных шерстяных заводов. В 1714 году была построена подобная фабрика и в Казани на правом берегу озера Ближний Кабан (на бывшей улице Георгиевской, ныне Петербургской). Вокруг фабрики выросла Суконная слобода, не сохранившаяся до наших дней. Руко-водил казенным производством подполковник Грузинский. Увы, дела при нем шли неважно.
Чуть ранее была построена и частная суконная фабрика Михляева - та самая, под Кремлем. А в 1724 году во владение Ивана Афанасьевича был передан и казенный шерстяной завод. Вот как это случилось.
27 мая 1722 года Петр I, направляясь в Персидский поход, посетил Казань. Остано-вился он в каменном доме А.Дряблова - одном из лучших зданий Казани той поры (ныне - дом №19 по улице Джалиля, сегодня это самое древнее строение гражданской архитектуры в городе). По преданию, именно здесь 30 мая император и отпраздновал свое пятидесятилетие.
Петр остро нуждался в деньгах для финансирования похода, но способов быстрого их получения придумать не мог. Казанская казенная суконная фабрика, на которую он возлагал надежды в плане заимствований и которую он посетил, несла убытки. Тут-то денежная помощь и пришла с неожиданной стороны - от Михляева. По свидетельст-ву знатока казанской истории М.Пинегина, в качестве дара купец преподнес импера-тору-юбиляру поднос золотых и серебряных денег, а его жена - миску жемчуга и драгоценных камней.
Петр I был приятно удивлен столь щедрым даром. Михляев пояснил, что является владельцем суконной фабрики и может позволить себе такие подарки, поскольку по-лучает большой доход. Тогда император изъявил желание немедленно посетить фабри-ку Михляева, которая располагалась неподалеку. Осмотр убедил императора в том, что суконное производство в умелых руках может приносить прибыль, и решил отдать казенный завод Ивану Афанасьевичу. Сначала - временно, а затем - окончательно.
Истоки благотворительности
Ситуация в российской промышленности в двадцатые годы XVIII столетия была схожей с нынешней: государственные заводы прибыли не получали, а потому передавались в частные руки. Но форма передачи существенно отличалась - она была безвозмездной. И более того, император предложил казанскому купцу в случае необходимости писать лично ему, минуя бюрократические препоны.
Завершив Персидский поход, Петр отписал 15 июня 1724 года Михляеву из Москвы в Казань: "Господин Михляев! Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем вам Казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и прочими инструментами; только вы приложите свое старание об оном, размножить для своего интереса, а ка-кое в том заводе надобно вам вспоможение, о том пишете прямо к нам в кабинет, также в Мануфактур-Коллегию, а мы не только что тебе помогать будем, но и в ми-лости своей вас не оставим. Петр".
В дальнейшем дела обеих суконных фабрик шли исключительно в гору. Бизнес Михляе-ва процветал. Это позволяло ему активно заниматься благотворительностью. Так, на его средства были построены Петропавловский собор (1726, возведен в память посе-щения Казани Петром I) и Покровская церковь (уничтожена, ныне на ее месте - "дом чекистов" по ул.К.Маркса, 23б).
После смерти Михляева его состояние перешло в собственность родственников жены - Дрябловых. Они продолжали неукоснительно выполнять волю Ивана Афанасьевича - строить божьи храмы. Так, на средства, оставленные Михляевым, для рабочих сукон-ной фабрики была построена каменная трехпрестольная Богоявленская церковь, а еще позднее - Пятницкая.
В новом качестве
После Дрябловых суконными фабриками владело купеческое семейство Осокиных. В конце XVIII века производственное здание у Кремля было передано ими на нужды го-рода. Оно было расширено и переоборудовано в пересыльную тюрьму.
В результате реконструкции здание преобразовали в комплекс, который состоял из трех- и двухэтажного корпусов, объединенных между собой таким образом, что воз-ник замкнутый прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. С северной стороны для въезда во двор был сделан арочный проезд с массивными двойными воротами. Разновысотные корпуса тюремного замка с прямоугольными окнами без наличников на гладко оштукатуренных и побеленных стенах лишены каких-либо украшений.
В этом прискорбном заведении побывало немало людей, в том числе и известных - злодеев, просто заблудших и невиновных. В 1827 году в пересыльной тюрьме по до-роге в сибирскую ссылку от нервной горячки скончался член тайного общества, уча-стник вооруженного восстания в Петербурге на Сенатской площади декабрист А.Гриневицкий.
В 1863 году в казанской тюрьме содержались члены террористической организации "Земля и воля", а также участники революционных кружков. Томился в казанской тюрьме и знаменитый русский социолог, публицист, экономист и беллетрист, участ-ник общественных движений 1860-1890-х годов В.Берви-Флеровский (1829-1918). Рос-сийская интеллигенция зачитывалась сочинениями Василия Васильевича, среди кото-рых можно назвать: "Положение рабочего класса в России", "Азбука социальных на-ук", "На жизнь и смерть. Изображение идеалистов". Уже после смерти Берви-Флеровского вышли его воспоминания "Записки революционера-мечтателя" (1929).
В ночь с 4 на 5 декабря 1887 года в казанскую пересыльную тюрьму под конвоем был доставлен Владимир Ульянов - один из активных организаторов и участников студен-ческой сходки 4 декабря в Казанском университете. Вместе с ним были арестованы и другие организаторы акции неповиновения. В заключении воспитанники университета составили "Прощальное письмо протестующих казанских студентов", которое было пе-редано на волю и размножено и распространено многочисленными сочувствующими. Возможно, именно в казанской тюрьме будущий вождь мирового пролетариата сделал окончательный выбор в пользу революционной борьбы, которой и посвятил оставшуюся жизнь.
Стены казанской тюрьмы помнят также марксиста Николая Федосеева. Он организовал в Казани несколько тайных кружков по изучению трудов Карла Маркса. В 1889 году Федосеева арестовали за нелегальную политическую деятельность, и он провел в одиночной камере 15 месяцев.
* * *
После Октябрьской революции казанская пересыльная тюрьма продолжала использо-ваться по прямому назначению - для изоляции от общества нарушителей закона и не-угодных властям "элементов".
В 60-х годах прошлого века тюрьма была перепрофилирована под онкологический центр. Самоотверженным трудом казанских врачей здесь спасены многие сотни чело-веческих жизней.
Таким образом, стены старого строения под Кремлем с самого начала видели в ос-новном человеческие страдания. Но наверняка были и светлые моменты в жизни оби-тателей этого дома - любовь, взаимопомощь, надежда...
Правильные ответы на вопрос 27-го тура прислали казанцы - семья Григорьевых, И.Валиуллин, Т.Куклина, Б.Милицын, П.Салтыков, Р.Сафин, В.Файзуллин и набережно-челнинец Б.Канеев. Напоминаем читателям, что к участию в конкурсе присоединиться не поздно никогда. Наиболее активных знатоков старины ждут призы.
|
Представляем очередную фотозагадку. Читателям необходимо определить, какое здание запечатлено на снимке, рассказать о его истории и назвать приблизительную дату съемки. |
Фото из коллекции Абдуллы ДУБИНА.
