Рождение "Урана"

17 - 23 октября 1942 года

Подготовка такой крупномасштабной операции, как "Уран", лишена внешнего драматизма. Штабы всех уровней, от Генерального до армейских, разрабатывают скучные для непрофессионала оперативные документы, многократно уточняют и переделывают их. Все органы управления войсками планируют и осуществляют сложнейшие мероприятия по всестороннему обеспечению контрнаступления, равного которому по значимости для судеб войны еще не было.


Впрочем, об этом пока не говорят. А то, что речь идет о переломном событии истории, выяснится позже, когда раскроется все пространство войны. От Бреста до Мамаева кургана и от Сталинграда до берлинского рейхстага. Важнейшее условие успеха - строжайшее соблюдение тайны. Только постепенно расширяется круг посвященных в секреты планируемой операции. И лишь в той части, которая строго необходима для выполнения задачи. Чуйков мог только догадываться о предстоящих событиях до самого начала контрнаступления. Может быть, самое сложное заключалось в том, что Ставке приходилось готовить операцию в условиях постоянного дефицита важной информации о противнике и его замыслах. Как говорится в этих случаях - в ситуации высокой неопределенности. А требовало это не только максимальной точности расчетов, но и стратегической интуиции полководца.


Вот почему Жуков и Василевский, которым была поручена подготовка операции, неделями не "вылезали" из войск на главных направлениях намеченных ударов, стремясь не только уяснить, но и лично прочувствовать и состояние своих войск, и возможный образ действий сильного и умного противника. Как потом оказалось, не обошлось и без существенных ошибок в прогнозах, которые потом отразятся на ходе операции. Трудно сказать, можно ли их было вообще избежать.


Иногда командующие глухо роптали на то, что Жуков подменяет их, работая в войсках. Но он часто видел гораздо дальше, чем они, не обладавшие его талантом и даром предвидения. Самому Сталину теперь приходилось умерять свое нетерпение и соглашаться со своим заместителем, настаивавшим на том, чтобы не торопиться с началом операции за счет неполной готовности.


Тем временем уже шло сосредоточение массы войск на двух главных направлениях будущих ударов, которые должны были привести к окружению Сталинградской группировки противника. Одно - на донских рубежах и плацдармах Юго-Западного и Донского фронтов, другое - в озерно-степном районе левого крыла Сталинградского фронта. Предстояло перегруппировать до миллиона человек различных родов войск, сосредоточить полторы тысячи танков, 15 тысяч орудий и минометов, 1350 самолетов, подвезти 6 миллионов снарядов и мин. Объем железнодорожных перевозок в октябре достиг 35 тысяч вагонов. Многие части выдвигались своим ходом. Двигались только по ночам, соблюдая жесткие правила маскировки. А это увеличивало сроки сосредоточения войск.


Час "Урана" приближался. На последней в эту неделю встрече Жукова и Василевского у Сталина начало операции было назначено на утро 9-10 ноября.


С конца недели семьи бойцов трех фронтов перестали получать письма из действующей армии. До начала наступления их доставка адресатам была приостановлена. Командование опасалось возможной утечки информации.


После драматических событий 14 октября тяжелые бои в Заводском районе Сталинграда продолжались. Но уже с явными признаками угасания наступательной активности противника. Боевые действия в городе приобретали почти рутинный, будничный характер. Но легче для 62-й армии не становилось. Ведь даже крошечное (для обычного боя) продвижение противника грозило ей роковыми последствиями. И ничто не указывало на отказ Паулюса от попыток новыми, теперь уже "последними" ударами решить судьбу затянувшегося сражения в пользу рейха.


Хотя Кавказ отошел на второй план, но и там наши войска вели на ряде направлений ожесточенные бои. Еще продолжается наступление противника на Туапсе, Нальчик, Владикавказ. Однако становилось очевидным - перспективы его видятся все более неопределенными. Одновременно немецкое руководство делает попытки разыграть "мусульманскую карту", использовать историческую память о давних межнациональных конфликтах на оккупированной территории. Немцами создаются мусульманские легионы. Появились пронацистские эмиссары из Германии и Турции, призывающие к новому "газзавату", но теперь уже на стороне "Гитлера-освободителя".


Завершилась неудачей Синявинская операция Ленинградского и Волховского фронтов, которая имела целью прорыв блокады Ленинграда. По данным только Волховского фронта, его потери составили около 114 тысяч человек. Немцы потеряли 26 тысяч. Противник все еще переигрывает наше командование, используя преимущество главным образом в искусстве управления войсками. И все же планы Гитлера окончательно расправиться с Ленинградом и на этот раз сорваны.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости