Вундеркинд с авиационным уклоном

information_items_1347369269

Когда я узнал, что чемпионом мира стал Бурдов, то нисколько не удивился. Андрей - опытный и известный спортсмен, мастер спорта международного класса, многократный победитель и призер многих крупных соревнований.


Но каково было мое изумление, когда выяснилось, что чемпионом мира по авиамодельному спорту среди юношей 2002 года стал другой Бурдов - его сын Алексей и что младшему Бурдову всего 14 лет!


Мне удалось созвониться с его мамой и договориться о встрече с юным авиатором. Увидеться с ним оказалось не просто: чемпион был сначала на тренировке, а затем отправился в "модельку" бывшего КАИ. Домой пришел уже поздно.


Я познакомился с крепким, рослым, выглядевшим чуть старше своих лет, спокойным, рассудительным и уверенным в себе пареньком. Наш разговор начался с вопроса, который я не мог не задать.


- Алеша, как далась победа?


- Чемпионат проходил в небольшом словацком городке Люченец. Спортсмены из 17 стран мира участвовали в стартах свободнолетающих моделей планеров, резиномоторных и таймерных моделей самолетов. Очень сильно выступили ребята из США, Украины, Израиля, Чехии и Германии.


Погода выдалась не идеальной, шли дожди, и было очень сыро. Но, несмотря на это, соревнования проходили строго по регламенту, и были показаны высокие результаты.


Здесь стоит сделать небольшое отступление и объяснить читателям суть авиамодельных соревнований. В указанных Алексеем классах моделей каждому участнику дается право на 7 полетов, в каждом из которых спортсмен сам запускает свою модель. После 3 минут полета срабатывает ограничитель, эдакий часовой механизм-таймер, после чего модель совершает посадку. Нужно отыскать модель, вернуться к месту старта и вновь запустить ее в небо.


- Все 30 спортсменов, - продолжает Алексей, - участвовавших в соревнованиях в классе моделей FIB (резиномоторные модели самолетов), где стартовал и я, показали "максы" - максимальные результаты за 3 минуты полетов. Но в первом туре, где "максы" были по 5 минут, не всем удалось слетать по максимуму - некоторые сорвали попытки...


Здесь мне опять хотелось бы прервать рассказ победителя и сообщить, что именно в этом туре и решилась судьба первого места. Наш герой "слетал" чисто и без ошибок. В итоге набрал 1380 очков из 1380 возможных. Чистая победа!


И давайте не будем забывать, что это не просто очки и секунды, а месяцы и годы упорного и кропотливого труда над созданием сложной микроавиационной техники. Это и борьба нервов, и большая физическая нагрузка - за один день соревнований моделисты пробегают 13-15 километров. А чего стоят поломки, ремонт и постоянные регулировки? И все это происходит в чистом поле, нередко в дождь и при сильном ветре.


- Кто был готов в любую минуту прийти тебе на помощь?


- Хотя я и был уверен в своей технике, но, конечно, волновался. Но рядом всегда был мой папа. Его присутствие придавало мне дополнительные силы. Благодаря ему я стал моделистом, с детства я всегда с отцом неотлучно: в "модельке", на аэродромах и на соревнованиях. Так что он полноправный соавтор моей победы. Кстати, ему я ее и посвятил, и "подарил", если хотите - в день соревнований ему как раз исполнился 41 год.


- Так модель кто делал? Сам или папа?


- (Тут уже удивился Алексей.) Конечно, сам! Кто же еще? Отцу свои модели делать надо, ему нет дела до моих. Чертежи, правда, использовал его, сам перечерчивал, но "бобышку" сделал по-своему.


Смотрю на чемпионскую модель: красивая, яркая, легкая (вес всего 200 граммов). Сделана из пластика, металла и легкого южноамериканского дерева - бальзы. Никак не верится, что это - творенье рук мальчишки. Что оно способно за считанные секунды набрать высоту до 900 метров и долго-долго планировать. И снабжен этот микросамолет системой регулировки, принудительной посадки, складывающимся винтом-лопастями. А приводится в движение этот летающий аппарат пучком резины весом всего-то 30 граммов.


И все это надо продумать, последовательно начертить, выпилить, собрать и склеить, покрасить, а затем отрегулировать и провести испытания. Ведь недаром авиамоделизм называют инженерным видом спорта.


- Алеша, ты чемпион Казани, Татарстана, России, теперь и мира. Наверняка получишь звание мастера спорта. Наверное, все твои желания сбылись?


- Нет, что вы! По возрасту еще не вышел, рановато. Я в 12 лет выполнил норматив кандидата в мастера, так утвердили только нынче. А что касается желаний, планов, то хочу стать чемпионом мира среди взрослых и не-од-но-крат-но!


И еще хочу быстрее закончить школу (я ведь пока учусь в девятом классе казанской школы № 96), поступить на первый факультет технического университета имени Туполева и стать инженером-конструктором.


Завершился наш разговор довольно поздно. Попросил у Алексея фотографию с автографом, пожелал успехов и попрощался. Про себя же подумал: "Не все еще, похоже, потеряно, пока появляются такие одаренные дети!" Только этим мальчишкам надо помочь: учить и воспитывать, создавать им необходимые условия, привлекать сильных и талантливых педагогов. Организовать для них подростковые клубы и секции.


Юрий СЕРГЕЕВ.
Педагог.


На снимке: Алексей Бурдов с моделью самолета.


Фото из архива.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости