Из пятнадцати земляков - ветеранов 17-й Бобруйской Краснознаменной дивизии московского народного ополчения сегодня осталось в живых только пятеро. 48-я армия, в которую дивизия входила после окончания Великой Отечественной войны, была расквартирована в нашей республике и вошла в состав Казанского военного округа, затем переименованного в Приволжский.
Ну а взрослым в самом начале войны меня быстро сделали бомбежки фашистских летчиков. Самолеты противника низко, на бреющем полете обстреливали беззащитное население, не щадили ни детей, ни матерей, ни стариков. Это было на Украине. В августе 1941 года Днепродзержинск, где мы жили, оказался в оккупации. Мы с семьей загодя отправились в эвакуацию.
В товарном вагоне с военным оборудованием прибыли в город Сталинск (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. Там я работал на ТЭЦ Кузнецкого металлургического комбината и учился в школе рабочей молодежи на машиниста паровых турбин. Моя мощная машина "Броун-Боверн" швейцарского производства раздувала огромную доменную печь. Однажды посмотреть на это промышленное чудо и на то, как мы, юноши и подростки, с ним управлялись, на комбинат приехал американский посол в СССР Гарри Гопкинс. Он хотел убедиться, что наша страна достойна, чтобы ей оказывать дальнейшую помощь. И - убедился!
А вскоре я был мобилизован на фронт. Моя дивизия воевала совместно с казанской 96-й дивизией, командиром которой был впоследствии мой друг генерал-майор Фатых Гарипович Булатов. Я вспоминаю фронтовой путь от Бреста до Берлина, который мы с ним прошли. Часто дорога эта была окрашена в резкую цветовую гамму впечатлений: перед глазами и по сей день мелькают сплошные белые бинты, красные от крови повязки - так много было раненых. Много было и погибших...
Окончив после демобилизации литературный факультет Казанского пединститута, я сорок лет преподавал в школах и вузах Казани. Защитил диссертацию по педагогике. Впоследствии преподавал на рабфаке в бывшем КАИ. Там студенты часто исполняли песни на мои стихи. А руководитель творческой студии КАИ Семен Каминский, что весьма лестно, написал музыку на мою "Балладу о неизвестном солдате". И до нынешнего дня много сочиняю, беззаветно служа Поэзии.
А благословили меня на это два классика детской литературы - Корней Чуковский и Самуил Маршак. И основную тему творчества определили фактически они же - война.
И сегодня я часто выступаю перед школьниками с творческими вечерами "Как нам достался сорок пятый..." Вот один из моих опытов, который называется "Память":
Стоят обелиски, как часовые.
На мраморных плитах цветы там живые.
Солдат на граните стоять не устал -
Бессмертны герои, кто мир отстоял.
И птицы щебечут, и речка звенит,
У матери сердце о сыне болит.
Слеза покатилась, и боль задохнулась:
- Тише, молчите! -
Здесь память проснулась.
А.МЕЛЬНИКОВ.