Говорят, что за мужчиной, добившимся успеха, непременно стоит женщина. Именно она вдохновляла на достижение этого самого успеха своего возлюбленного. Женщина, однако, всегда немного в тени.
Вот и Михаил Боярский горделиво шагает по гребням собственной популярности, лишь изредка и как бы невзначай упоминая, что его жена - тоже актриса. А на вопрос, талантливая ли, "скромно" пожимает плечами.
Лариса Луппиан (в переводе с латинского - "Тихий волк") - актриса очень известная в Санкт-Петербурге. Талантливая, чрезвычайно грациозная и пластичная. "Звездная болезнь" ее не коснулась, она даже чуть смутилась, узнав, что я пришла к ней, а не к "Мише".
Огромные серо-зеленые глаза, ниспадающие на плечи светлые волосы, тонкое выразительное лицо... Такими мы представляем обычно принцесс из сказок Андерсена. Только в широко распахнутых глазах - бездна. И, как мне показалось, - некоторая тревога... Какой у принцесс не бывает...
- Почему, Лариса?
- Главное предназначение женщины - быть матерью, хранить семью. И я постоянно переживаю за судьбу своих детей. Они уже почти взрослые, особенно сын. Он очень добр, умен, развит, послушен. Но... очень отличается от нас с Михаилом и наших родителей - замкнут, молчалив... Как ни странно - технократ. Очень странно, откуда это в нем? В актерской семье... Вообще, я стараюсь понять, что основополагающе влияет на становление личности и характер ребенка. Почему в хороших, благополучных семьях вырастают иногда жестокие, равнодушные дети... И наоборот - в семьях, где детьми почти не занимаются, не уделяют им времени, не интересуются их жизнью и проблемами, вырастают люди добрые, благородные, отзывчивые... Какова же тогда роль семьи, воспитания? Или же подобным детям очень повезло с педагогами, наставниками?.. Я очень хочу быть другом своих детей, другом - на всю жизнь. Как бы ни сложилась их судьба.
- Вы верите в судьбу?
- Не совсем. Но какое-то предначертание все равно есть. Мне кажется, что мы пришли в этот мир, чтобы сделать его лучше, чище. У нас у всех есть шанс улучшить прежде всего себя. И в этом - наш долг... В человеке заложена тяга к прекрасному. К добру, справедливости. И наш долг реализовать это.
- Женщина редко может так четко выразить подобные мысли, обычно она это только чувствует...
- Я вообще считаю, что женщина - существо более совершенное, чем мужчина. Если бы мир был возложен на плечи женщин, то прекратились бы войны, кровавые конфликты. Снялась бы агрессивность, которая нас снедает. Мне кажется, что должна наступить власть женщины. В женщинах есть какая-то мудрость, хитрость, умение приспосабливаться. Они более гибки. А в политике это очень важно.
- Бог с ней, с политикой, Лариса. Что для вас театр, ваши роли? Не происходит ли у вас иногда стирание грани между жизнью на сцене и реальностью?
- Нет. Конечно, я никогда не забываюсь. Но, знаете, роли очень влияют на характер актера. Они привносят в него новые черты. Иногда я ловлю себя на том, что поступаю так, как поступила бы в данной ситуации моя героиня...
- Над какими ролями работать вам интереснее - теми, которые близки вам, похожи на вас, или привлекательнее персонажи полярно противоположные, в которые нужно "вживаться"?
- Конечно, чаще интересна роль человека с чертами характера, тебе не свойственными. Но здесь, скорее, действует не метод вживаемости, а копирование образа индивидуума, которого предстоит сыграть. Откуда я, к примеру, человек очень спокойный и мягкий, возьму в себе агрессивность, озлобленность? Я просто представляю себе такого человека, рисую его образ в собственном воображении, думаю о том, как он вел бы себя в той или иной ситуации. А потом просто копирую его. Но мне не хотелось бы играть женщин злых, несущих разрушение - леди Макбет, например...
- Лариса, а какое время, историческая эпоха вам духовно ближе? И, соответственно, какая страна?
- Я обожаю бальзаковскую Францию. Ту, что описана в его "Человеческой комедии". Женщина всегда была во Франции свободнее, раскрепощеннее. Она царила и царит там сейчас. А первую половину девятнадцатого столетия я бы назвала "золотым веком" всего существования женщины.
- Если бы вы не стали актрисой, то кем бы вы могли быть?
- Балериной! Мне часто кажется, что я чуть отклонилась в сторону в выборе профессии, что я добилась бы большего, избрав балет. Через сочетание музыки и пластики я могу выразить гораздо больше, чем сказать словами.
Но балерина - это, конечно же, тоже актриса. А из иных профессий... (рассеянно пожимает плечами)... может быть, психологом... Ведь актер - это всегда психолог. Но что я знаю точно - это то, что я никогда не смогла бы работать в постоянном режиме, скажем, с восьми до пяти...
- Честно говоря, Лариса, вы интересуете меня гораздо больше вашего "звездного" мужа. Но все же позвольте вопрос и о нем. Вам льстит, что он так знаменит?
- Вы знаете, я об этом как-то не задумывалась... Мы вместе начинали. Вот если бы я вышла за него, когда он стал уже известен, и если бы мне пришлось добиваться его любви, то, может быть, я и ощутила торжество победы над ТАКИМ мужчиной... А сейчас - даже наоборот: если мы куда-то вместе идем, на него все оглядываются, смотрят... И мне неловко, неприятно - я не люблю быть в центре внимания...
- В чем вы черпаете силы, если очень-очень устаете? Физически, духовно? Больше духовно, когда все вокруг кажется черным-черно?
- Такие моменты бывают. Тогда я ухожу в себя, в свое одиночество... Но я хорошо знаю и верю, что жизнь переменчива...
- Ну и последнее. Вам приходилось бывать в Казани? И если да, то ваши впечатления?
- В Казани, к сожалению, бываю не часто. А впечатления... (с улыбкой): татары - очень красивые люди!
И она ушла обратно в свою сказку, словно растворилась в полуреальности... Эта хрупкая принцесса, грациозная фея, мудрая женщина... для того, чтобы быть актрисой, матерью, поддерживать огонь в домашнем очаге. Чтобы мы всегда могли слышать жизнерадостное: "Пора-пора-порадуемся..."
Натали НЕДОСУГОВА.
Казань - Санкт-Петербург - Казань.