"На меня находит грусть при мысли о моей любезной обсерватории"

Недавно по телеканалу "Эфир" я посмотрел передачу о бедственном состоянии астрономической обсерватории КГУ им. В.П.Энгельгардта и вспомнил, что в архиве моего отца - заслуженного деятеля науки РТ и РФ, профессора М.Х.Файзуллина (1908-1990) хранится статья о В.П.Энгельгардте, которая нигде не была опубликована. Перечитав ее, я решил, что это повествование будет небезынтересно для читателей, а также должностных лиц, которые, возможно, не осознают, какую реликвию мы теряем.


М.Х.Файзуллин заинтересовался жизнью и деятельностью Энгельгардта после того, как об этом замечательном человеке и ученом ему рассказал брат, татарский композитор Джаудат Файзи. В работе над статьей он использовал его записки и дневники. А кроме того, отец встречался с директором обсерватории профессором А.А.Нефедьевым, который ему также много рассказывал об Энгельгардте и предоставил некоторые материалы.


Статья довольно значительна по объему, потому я предлагаю ее с сокращениями, на правах газетной публикации.


Альфред ФАЙЗУЛЛИН.
Кандидат медицинских наук, член Союза журналистов РТ.


В 1828 году в семье помещика Смоленской губернии родился мальчик, впоследствии известный деятель российской культуры Василий Павлович Энгельгардт. Мать его, Софья Григорьевна, любила и понимала музыку и была поклонницей творчества Глинки. В доме у них часто устраивались концерты с участием известных музыкантов, что, очевидно, не могло не повлиять на развитие музыкальных способностей сына. В сороковых годах, в период обучения Василия Павловича в Петербургском училище правоведения, он подружился с двумя братьями Стасовыми. Они-то, особенно Владимир Васильевич Стасов, оказали большое влияние на формирование его характера, кругозора и любви к искусству. Вместе с Дмитрием Васильевичем Стасовым он часто бывал у М.И.Глинки, который в то время жил в Петербурге, и принимал участие в домашних концертах не только в качестве слушателя, но и исполнителя. Василий Павлович был музыкантом высокого класса, пианистом и органистом. По словам Дж.Файзи, "ему, Энгельгардту, оказывается, мы обязаны тем, что сохранились произведения Глинки, которые были собраны Василием Павловичем и в последующем переданы в Публичную библиотеку Петербурга".


В 1875 году Василий Павлович Энгельгардт поселился в Дрездене. Там он на территории своей виллы построил великолепную астрономическую обсерваторию. По устройству, размерам и площади его обсерватория была одной из лучших в Европе. Так Энгельгардт осуществил свою заветную мечту - заняться научными исследованиями в астрономии, которой он увлекался смолоду. Когда он начал работать в обсерватории, ему уже было около пятидесяти лет. В 1890-х годах Энгельгардт опубликовал результаты своих исследований, которые составили три больших тома, после чего он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, доктором астрономии Казанского университета, доктором университета в Киле (Германия).


В процессе научной деятельности у него возникли тесные контакты с Д.И.Дубяго, профессором Казанского университета. Были редкие встречи и почти постоянная переписка этих двух ученых. В старости из-за упадка сил Василий Павлович прекратил научные изыскания и часто задумывался о дальнейшей судьбе своей обсерватории, которая могла остаться на чужбине. Он писал В.В.Стасову: "На меня находит грусть при мысли о судьбе моей любезной обсерватории. Я всегда считал ее русской и желал, чтобы инструменты перешли со временем в Россию. Я всегда был того мнения, что бездетным людям следует оставлять свое состояние всему народу, родной стране, на пользу общую. Поэтому я передал в государственное хранилище мой обширный сборник автографов Глинки (в том числе всю партитуру оперы "Иван Сусанин") и мой Суворовский архив".


Коротко об этом архиве. В 70 лет Энгельгардт начинает изучать знаменитый поход Суворова и отправляется по историческим местам похода великого полководца. На личные средства он установил памятники и мемориальные доски в некоторых местах беспримерного похода. Попутно собирал сохранившиеся суворовские вещи, документы и рассказы о нем и его богатырях. Весь богатейший материал об этом походе он передал в Суворовский музей в Петербурге.


В 80-х годах XIX века Василий Павлович составил завещание, по которому все его состояние передавалось в распоряжение Российского министерства народного просвещения. Инструменты и оборудование астрономической обсерватории и библиотеку он передал Казанскому университету. Профессор Д.И.Дубяго принял этот ценный дар и дал слово построить обсерваторию. Строительство ее началось в 20 километрах от Казани в сосновом бору в 1899 году, а осенью 1901 года состоялось торжественное открытие обсерватории. В декабре 1903 года обсерватории было официально присвоено имя В.П.Энгельгардта.


Узнав об открытии обсерватории в Казани, Василий Павлович написал: "Таким образом, осуществилось мое задушевное желание и при том в таком объеме, о котором я не мог даже мечтать. Моя обсерватория, учрежденная по независимым от меня обстоятельствам на чужбине, возродилась на любезной Родине и существование ее обеспечено навсегда".


Навсегда ли? Как известно, здание обсерватории разрушается, оборудование расхищается. Кто мы после этого?


Василий Павлович внимательно следил за научной деятельностью сотрудников обсерватории и с большой любовью относился к Казанскому университету. Он просил похоронить его на территории обсерватории. К сожалению, его желание осталось невыполненным. Во время Первой мировой войны совершенно оторванный от родины ученый умер на чужбине 17 мая 1915 года.


Когда в 1918 году умер Д.И.Дубяго, его похоронили в заготовленном для Энгельгардта месте.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости