После Октябрьской революции в Стране Советов была создана развернутая сеть многоязычной партийно-государственной периодической печати. Издаваемые газеты и журналы были ориентированы на ленинский тезис о газете как коллективном пропагандисте, агитаторе и организаторе. В свете соответствующих указаний сверху печать широко и целенаправленно проводила курс партии, внедряя в сознание масс, в первую очередь подрастающего поколения, веру в светлое социалистическое будущее страны.
На ее страницах уделялось постоянное внимание вопросам индустриализации, коллективизации и культурной революции. Газеты и журналы изо дня в день с пафосом писали о крупных новостройках индустрии и энергетики, колхозной жизни, социалистическом соревновании, ударном труде рабочих, колхозников, интеллигенции. При этом очень мало и вскользь говорилось о негативных явлениях, лишениях народа, неимоверных трудностях при осуществлении невиданных дотоле преобразований в обществе.
Газетно-журнальные полосы заполнялись непомерными восхвалениями Сталина, установившего к рубежу 1920-1930-х годов неограниченную личную власть. В свете его установок в советской прессе настойчиво пропагандировался тезис об усилении классовой борьбы, необходимости безжалостно подавлять сопротивление "врагов народа". Широко публиковались материалы об открытых судебных процессах над крупными деятелями партии и Советского государства, обвиненными в антинародной враждебной деятельности. Между тем власти заставляли печать умалчивать о проходивших массовых репрессиях, жертвами которых стали тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей.
В 1930-х годах наряду с массовыми политическими репрессиями прокатилась волна гонений на многонациональную партийно-государственную прессу. Эта кампания также была связана с политической деятельностью Сталина. На XVI съезде ВКП(б) он выдвинул идею о том, что после победы социализма во всемирном масштабе в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудничества наций из сотен языков будут выделяться сначала наиболее обогащенные, единые зональные языки, которые потом сольются в общий международный язык. Одним из таких зональных языков в Советском Союзе должен был стать русский язык.
В свете этого положения в стране стали осуществляться практические меры. Во всех национальных школах было введено обязательное обучение русскому языку. Постепенно сокращалось число национальных школ и детских дошкольных учреждений. В высших и среднеспециальных учебных заведениях преподавание почти полностью велось на русском языке. Письменность почти всех народов, в том числе и татарского, была переведена на русскую графику. Центральное издательство народов СССР, которое с 1920-х годов выпускало печатную продукцию более чем на двадцати национальных (в том числе на татарском) языках, прекратило свое существование. В Москве также были закрыты центральные газеты и журналы, выходившие на языках народов СССР.
В 1930-х годах в Советском Союзе издавалось не менее 300 газет и журналов на казанско-татарском языке. Среди них были общесоюзные, союзно-республиканские, автономно-республиканские, краевые, областные, городские, районные, многотиражные издания. По предписаниям центральных и региональных властей выпуск более 170 из них был прекращен.
В Москве прекратили существование 7 общесоюзных и 2 общероссийских издания на татарском языке - 3 газеты и 6 журналов. В конце 1931 года вышел последний номер общесоюзной газеты "Эшче" ("Рабочий"). Она появилась на свет 27 сентября 1918 года в Казани под редакцией И.Рахматуллина. Через два месяца стала печатным органом Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК ВКП(б). С февраля 1920-го по март 1921-го газета снова выходила в Казани, а затем - до закрытия - в Москве. В разное время ее редакторами были известные татарские журналисты В.Шафигуллин, С.Атнагулов, С.Сагиев и другие.
В феврале 1924 года стала выходить центральная газета для крестьян - "Игенчелэр" ("Хлеборобы"). Редактором ее по рекомендации М.И.Калинина был назначен Б.Мансуров. В разное время газету возглавляли М.Давыдов и Г.Ахтямов. С выходом 516-го номера выпуск издания был прекращен.
30 декабря 1934 года после выхода 845 номеров перестала существовать центральная ежедневная газета на татарском языке "Коммунист". Она родилась 9 января 1932 года вместо закрытых "Эшче" и "Игенчелэр". Ее редактором был известный татарский журналист и публицист И.Агишев, отдел литературы и искусства и одну из выездных редакций возглавлял будущий Герой Советского Союза поэт-патриот М.Джалиль.
Все три газеты вплоть до закрытия оставались официальными печатными органами Совета национальностей ЦИК СССР.
Среди центральных журналов на татарском языке первым, в январе 1931 года, "приказал долго жить" "Магариф эшчесе" ("Работник просвещения"). За пять лет существования под редакцией И.Юманкулова и И.Агишева было выпущено 47 номеров. В декабре 1932 года с выходом 19-го номера завершилось существование ежемесячного журнала "Культура революциясе" ("Культурная революция"). Издание редактировал И.Юманкулов. Оба журнала были органами Наркомата просвещения РСФСР, а последний - и Центрального комитета "Яналиф".
Аналогичная судьба постигла в декабре 1932 года и журналы ЦК ВЛКСМ "Ударниклар" ("Ударники") и "Октябрь баласы" ("Дитя Октября"). Первый из них, адресованный рабочей молодежи, под названием "Яшь эшче" ("Молодой рабочий") начал выходить в Москве в конце 1922 года. После выхода 64-го номера и небольшого перерыва он возобновился в 1930 году под названием "Ударниклар". Ответственным редактором его был Г.Ахтямов. Журнал "Октябрь баласы" в 1924-1928 годах назывался "Кечкенэ иптэшлэр" ("Маленькие товарищи"). Вышло около 100 номеров. В течение пяти лет, вплоть до закрытия, его редактировал М.Джалиль.
В декабре 1937 года были закрыты центральные общесоюзные журналы "Сугышчан алласыз" ("Воинствующий безбожник") и "Тау эше техникасы" ("Техника горного дела").
Все центральные татарские газеты и журналы, издававшиеся в Москве, отличались хорошим уровнем, выходили большими тиражами и распространялись по всей стране.
Помимо вышеперечисленных изданий к концу 1930-х годов был прекращен выпуск двух союзно-республиканских газет на татарском языке. Еженедельник "Баку эшчесе" ("Бакинский рабочий"), предназначенный для 18 тысяч татар, проживавших и работавших в Баку и его окрестностях, начал выходить 28 апреля 1930 года. 11 марта 1938 года, после выхода 882 номеров, газета была закрыта.
23 февраля 1939 года, выпустив 1008 номеров, завершила свою деятельность газета "Донбасс эшчесе" ("Рабочий Донбасса"). Эта рабочая газета (до 29 июля 1937 года - "Пролетар") была органом Всеукраинского совета профсоюзов.
В 1930-х годах был прекращен выпуск многих периодических изданий на татарском языке, выходивших в автономных республиках. В ТАССР в 1931 году по предписанию властей был закрыт ежемесячный журнал "Татарстан", в 1933-м не стало журнала "Колхоз яшьлэре" ("Колхозная молодежь"). В 1935 году остановилось издание "Колхоз газеты" ("Колхозная газета"), органа Татарского обкома ВКП(б) и ЦИК Советов ТАССР, в 1937-м - еженедельника "Сакта" ("На страже"), органа НКВД и полит-отдела Управления милиции ТАССР. В том же году перестала существовать газета "Кызыл армеец" ("Красноармеец"), орган политуправления Приволжского военного округа и Татарского обкома ВКП(б). Всего в республике было закрыто более семидесяти национальных периодических изданий.
За пределами Татарстана прекратили свою деятельность выходившие на татарском языке газеты и журналы республиканского и областного масштаба в Уфе, Ижевске, Астрахани, Самаре, Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Оренбурге, Челябинске, Магнитогорске.
Перестали выходить многие городские и районные газеты в регионах компактного проживания татар, а также многотиражки. В числе последних были выходившие в Москве "Метрострой ударнигы" ("Ударник Метростроя"), "Метрострой коммунисты" ("Коммунист Метростроя") и другие, а также "Ленинград кызыл портовигы" ("Красный портовик Ленинграда").
Список этот можно еще долго продолжать, но и перечисленного довольно, чтобы убедиться, что в 1930-х годах - до закрытия - во многих республиках, краях и областях Советского Союза выходили периодические издания на татарском языке. И не случайно это были регионы, где действовали и строились гиганты горнодобывающей, металлургической, химической промышленности. Это свидетельствует о том, что рабочие-татары принимали деятельное участие в осуществлении плана индустриализации страны.
Под колесо репрессий в эти годы попали не только десятки и десятки национальных периодических изданий, но их сотрудники, редакторы, издатели. В числе пострадавших в те годы от тоталитарного произвола - служители татарского печатного дела Фэхрелислам Агиев (1887-1938), Салах Атнагулов (1893-1937), Ибрагим Биккулов (1884-1938), Габдулла Гисмати (1883-1938), Фатих Карими (1870-1937), Галимджан Нигмати (1897-1941), Фатих Сайфи-Казанлы (1888-1937), Муса Юсупов (1898-1937) и многие другие.
С середины 1950-х до середины 1960-х годов прошло новое значительное сокращение татарской периодики, издававшейся за пределами Татарстана. В Башкирской, Марийской, Мордовской, Чувашской автономных республиках, а также в ряде областей прекратили существование более 30 городских и районных газет на татарском языке.
Сейчас в Казани выпускается более 40 газет и журналов на татарском языке. В их числе "седовласые" газеты "Ватаным Татарстан" ("Отчизна моя Татарстан"), "Татарстан яшьлэре" ("Молодежь Татарстана"), "Сабантуй" и журналы "Мэгариф" ("Просвещение"), "Татарстан", "Казан утлары" ("Огни Казани"), "Чаян" ("Скорпион"), "Сэембике" ("Сююмбике") и "Ялкын" ("Пламя").
В последние десять лет появились новые демократические газеты "Шэhри Казан" ("Город Казань"), "Мэгьрифэт" ("Просвещение"), "Мэдэни жомга" ("Культурная пятница"), "Юлдаш" ("Спутник") на татарском языке, общетатарская газета "Татар иле" - "Татарские края" на татарском и русском языках, "Zaman. Татарстан" ("Время. Татарстан") на татарском и турецком языках и международный журнал "Мирас" ("Наследие"), детские журналы "Салават купере" ("Радуга") и "Сабыйга" ("Ребенку") на татарском языке, "Идел" ("Волга"), "Казан" и "Казань" и "Гасырлар авазы - Эхо веков" на татарском и русском языках.
Более 40 газет и журналов на татарском языке возникло в 90-е годы в различных городах России - в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Ижевске, Перми и других, а также в Казахстане, Кыргызстане, Белоруссии. Среди них республиканские, областные, городские издания. Появился ряд районных татарских газет. Стали выходить исламские религиозные издания на татарском и русском языках в Москве, Казани, Саратове, Киеве, Вильнюсе, Риге и других городах.
Вместе с тем, к сожалению, в Российской Федерации пока еще нет центральных общероссийских газет и журналов на татарском языке. А ведь подобные издания на национальном, родном языке, бесспорно, содействовали бы оживлению деятельности федерального центра среди татар, проживающих в различных регионах страны, и усиливали бы его влияние среди них.
Вызывает беспокойство и то, что татарские газеты и журналы, выходящие за пределами Республики Татарстан, нередко вынуждены сворачивать свою деятельность из-за трудностей с финансированием и из-за нехватки квалифицированных национальных кадров. А это приводит к сужению возможностей удовлетворения культурных потребностей второго по численности народа в РФ и сферы функционирования татарского языка.
Талгат НАСЫРОВ.
Кандидат исторических наук, доцент.
Казань.