Сессия Государственного Совета

Как мы уже сообщали, 29 мая состоялась двенадцатая сессия Государственного Совета Татарстана, в повестку которой было внесено 29 вопросов. Депутаты приняли 3 закона повторно, учтя возражения Президента Республики Татарстан, а также 5 законопроектов в целом. Всего на сессии было рассмотрено 16 законопроектов.


В целом направленность действий парламента в настоящее время обусловлена двумя факторами: во-первых, продолжается приведение законов Республики Татарстан в соответствие с федеральными, во-вторых, новая редакция Конституции РТ диктует внесение изменений в действующее республиканское законодательство.


Поскольку некоторые рассмотренные на сессии документы представляют интерес для наших читателей, мы решили рассказать о них подробнее.


Замечания Президента учтены

Три закона, принятые Государственным Советом ранее, были вынесены на повторное рассмотрение депутатов с учетом замечаний и предложений Президента РТ. Их представил заместитель Председателя Государственного Совета М.Магдеев, возглавлявший три согласительные комиссии. Все три закона приняты повторно.


По предложению М.Шаймиева в Законе "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите" из перечня категорий граждан, для которых вводится квотирование, исключены лица, страдающие психическими расстройствами (их трудоустройство требует специального подхода, с учетом законодательства в области психиатрической помощи), и отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы. Кроме того, дополнен перечень источников финансирования (с учетом средств, предусмотренных федеральным бюджетом), расширены полномочия Кабинета Министров РТ.


В Законе "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" ряд норм приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, в частности, определено, что жилые помещения могут передаваться гражданам как в общую собственность, так и в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних. Кроме того, снят запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в ветхом состоянии.


Закон "О закупках продукции для государственных нужд Республики Татарстан" приведен в соответствие с антимонопольным законодательством и новой редакцией Конституции РТ, в нем устранены внутренние противоречия.


Бюджет с учетом реалий

Законопроект "О внесении изменения в статью 48 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" был внесен Кабинетом Министров. На сессии его представлял председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллин, пояснения давали министр финансов Р.Мусин и Премьер-министр Р.Минниханов.


Внесение изменений в действующий закон было вызвано изменениями размеров штрафов в связи с принятием 30 декабря 2001 года нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. В нем за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных и юридических лиц. Этой нормой Правительство и предложило дополнить действующий республиканский закон. После принятия законопроекта в первом чтении Кабинет Министров внес новые поправки. После того как их рассмотрела головная комиссия, проект закона с новым названием - "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" - был рассмотрен на сессии во втором чтении, а потом принят в целом. Внесение семи поправок связано с сокращением субвенций из федерального бюджета (Татарстан на выполнение федеральных программ получит на 60 млн. рублей меньше, чем планировалось), с изменениями тарифов за пользование водными ресурсами, с увеличением бюджета Экологического фонда РТ (доходная и расходная части уменьшились на 100 млн.рублей). В результате пришлось вносить изменения и в первую статью закона о бюджетной системе РТ на 2002 год, в которой определены общие суммы доходов и расходов республиканского бюджета. При этом подсчет конкретных сумм председатель головной комиссии производил прямо на трибуне, после чего руководитель парламента Ф.Мухаметшин был вынужден призвать депутатов более серьезно относиться к подобным жизненно важным законам.


Депутатов смутило то, что некоторые поправки вносятся в закон "в экстренном порядке". Особые сомнения были к поправке в статью 15, поскольку ГУП "Лизинговая компания "Татагрокомплект", которой Правительство дает гарантии, подверглась серьезной критике на заседании Комитета парламентского контроля. Как пояснил Премьер-министр Р.Минниханов, необходимость срочного внесения изменений в эту статью вызвана сжатыми сроками оформления документов для получения федерального лизинга на приобретение сельскохозяйственной техники. Что касается результатов проверки Комитета парламентского контроля, то Премьер-министр заверил депутатов, что виновные понесут наказание, о чем Госсовет будет обязательно проинформирован.


Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов. Поэтому сессия назначила проведение внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов Республики Татарстан за 2000-2001 годы и поручила ее проведение Комитету парламентского контроля. Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам предстоит разработать и внести на рассмотрение парламента проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год", предусматривающий увеличение расходов Комитета парламентского контроля на сумму ассигнований, необходимых для исполнения этого поручения.


О пенсиях, налогах, правах человека

В первом, а затем во втором чтении и в целом принят проект закона "О внесении дополнений в Закон Республики Татарстан "О дополнительных льготах и социальных гарантиях граждан Республики Татарстан, награжденных медалью "За победу над Германией в 1941-1945 годах" или медалью "За победу над Японией". Его представил управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ А.Шафигуллин.


Разработка проекта закона вызвана необходимостью периодической индексации размера надбавки к пенсии, финансируемой из бюджета РТ, для указанной категории лиц. Предлагается сделать надбавку в 20 процентов от базовой части трудовой пенсии по возрасту, предусмотренной федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Следовательно, размер надбавки составит 95,85 руб. (20% от 479 рублей 25 копеек). Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством России с учетом темпов инфляции (по прогнозам к концу года надбавка составит 102,06 руб.).


В первом чтении был принят еще один внесенный Правительством проект закона - "О внесении изменения в Закон Республики Татарстан "О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан". С докладом выступил министр финансов Р.Мусин. Документ направлен на приведение закона РТ в соответствие с новыми нормами федерального налогового законодательства. В нем отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, которые в настоящее время платят предприниматели, предлагается заменить единым социальным налогом.


Рассмотрев сравнительную таблицу поправок к проекту закона "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина" и одобрив предложенные головной комиссией поправки (они носили в основном редакционный характер), депутаты приняли законопроект во втором чтении. Теперь он называется - "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина".


Законов становится меньше

В связи с вхождением Республики Татарстан в единое налоговое и правовое поле Российской Федерации возникла необходимость рассмотреть вопрос об отмене некоторых республиканских законов. Так, во втором, а потом в целом был принят законопроект "О признании утратившими силу отдельных актов лесного законодательства". Проекты законов "О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора" и "О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан "О частной детективной и охранной деятельности" депутаты приняли в первом, затем во втором чтении, а потом и в целом. Первый вызван изменениями в порядке распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами и принятием Налогового кодекса РФ. Второй разработан в связи с прокурорским протестом. Сам закон не противоречит федеральному законодательству, но данная сфера деятельности - прерогатива федерального центра и регулируется Гражданским кодексом РФ.


А вот принятый парламентом 28 февраля 2002 года закон "О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан "О государственных внебюджетных фондах Республики Татарстан" Президент РТ возвратил в Госсовет с возражениями. Закон подготовлен по представлению прокурора РТ, который требовал признать его утратившим силу на основании того, что статьей 144 Бюджетного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и все не вошедшие в этот перечень внебюджетные фонды должны прекратить свое существование. Другая причина, по мнению прокурора, - установление порядка организации и деятельности государственных внебюджетных фондов не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ. Сославшись на статью 71 Конституции Российской Федерации, подпункт "е" пункта 2 статьи 5 федерального


Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6.12.2001 г. о проверке конституционности этой нормы данного федерального закона, М.Шаймиев посчитал, что правовых оснований для отмены данного закона нет. К тому же, по мнению Президента, статьей 144 Бюджетного кодекса РФ определен состав государственных внебюджетных фондов РФ, т.е. федеральных фондов, а не государственных внебюджетных фондов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В результате, приняв возражения Президента, которые поддержали члены согласительной комиссии, депутаты сняли закон с дальнейшего рассмотрения. Кабинету Министров республики дано поручение подготовить новый законопроект с поправками в действующий закон о государственных внебюджетных фондах.


Сняты с рассмотрения два закона, возвращенные Президентом с возражениями: "О безопасности в чрезвычайных ситуациях" (предстоит принять новый закон, регламентирующий правоотношения в рамках полномочий субъектов РФ) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан"; а также законопроекты "Об административной ответственности за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан" (его нормы перешли в проект кодекса РТ об административной ответственности), "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан", принятый во втором чтении. Принимая решение по двум документам, касающимся приватизации, депутаты учли внесенный Правительством РТ проект нового закона "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан", который имеет иную концепцию и разработан на основании вступившего в силу 26 апреля 2002 года федерального Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Кадровые вопросы - задание на завтра

Президент Республики Татарстан внес в порядке законодательной инициативы законопроект "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан". Его представил первый заместитель министра юстиции РТ Р.Саяхов. Депутат А.Штанин внес альтернативный проект закона "О порядке назначения членов Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан - представителей общественности". Если в первом проекте предусматривается норма о том, что представители общественности назначаются Госсоветом по представлению Президента, то во втором это происходит после конкурса кандидатов, выдвинутых общественными объединениями, а также отдельными гражданами. Головная комиссия рекомендовала принять за основу первый проект. Сессия также проголосовала за президентский вариант. Как отметил Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин, в альтернативном варианте есть разумные предложения, которые следовало бы учесть в виде поправок при рассмотрении законопроекта во втором чтении.


По постановлению "О внесении изменений и дополнений в Регламент Государственного Совета Республики Татарстан" решение не было принято. Как отметил председатель головной комиссии - по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов, предложенные в Регламент поправки пока не учитывают произошедшие изменения в Конституции Татарстана. Это - тот минимум, который вызван необходимостью приведения внутреннего закона парламента в соответствие с федеральным законодательством. Он предложил принять проект документа в данном виде, а осенью подготовить новую редакцию Регламента. В частности, изменениям подвергнуты нормы, которые регулируют рассмотрение на сессиях кадровых вопросов.


Головной комиссии возразил прокурор РТ К.Амиров. По его мнению, документ, в котором замечания заместителя генерального прокурора РФ А.Звягинцева и внесенные поправки в Конституцию учтены не полностью, сейчас лучше не принимать, дабы не навлечь новый прокурорский протест. В итоге сессия вернула проект постановления Государственного Совета в головную комиссию для доработки.


На трибуне - снова прокурор

Сессия рассмотрела два акта прокурорского реагирования (их представил прокурор РТ К.Амиров) и согласилась с ними. Протест на отдельные положения Закона РТ "О земельной реформе" вызван противоречиями с федеральным законодательством, что, в общем-то, неудивительно: закон принят в 1991 году, а последние изменения в него вносились пять лет назад. К тому же с принятием Земельного кодекса РФ и других нормативных правовых документов, регулирующих земельные вопросы, положения данного закона, сыгравшего свою положительную роль, сегодня потеряли свою актуальность. Другое мнение по этому вопросу было у С.Осколка, и он, воспользовавшись Регламентом, высказал его в "Разном". Депутат не согласился с решением сессии.


Сессия не стала возражать и при обсуждении представления прокурора РТ об устранении нарушений федерального законодательства при издании нормативных правовых актов. В нем говорится о том, что согласно федеральному Закону "О соглашениях о разделе продукции" перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами, а в отдельных случаях - на основании решений федерального Правительства и органа государственной власти субъекта Федерации. Республиканский же закон "О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции" был принят в 1999 году без соответствующего решения Правительства РФ. Как отметил депутат М.Галеев, хотя закон по ряду причин практически не применялся, перечень по 27 месторождениям следует сохранить для дальнейшей работы. Для этого надо привести закон в соответствие с требованиями федерального законодательства.


В связи с отзывом прокурором РТ своих протестов на постановления Госсовета "Об избрании судьи Мамадышского районного суда Республики Татарстан" и "Об избрании судьи Верховного суда Республики Татарстан" сессия сняла их с дальнейшего рассмотрения.


В связи с тем, что необходимо принять ряд законов по местному самоуправлению, депутаты удовлетворили просьбу головной комиссии о продлении срока рассмотрения в Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики законопроекта "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан".


Сессия поддержала обращение Законодательного Собрания Владимирской области к Президенту В.Путину, премьер-министру М.Касьянову и Председателю Государственной Думы РФ Г.Селезневу (предложение о внесении в федеральный паспорт гражданина Российской Федерации графы "национальность") и заявление Государственной Думы Астраханской области в связи с принятием федерального Закона "О внесении дополнения и изменений в статью 4 федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (астраханские депутаты считают, что субъекты РФ имеют право самостоятельно определять, по какой избирательной системе формировать свой законодательный (представительный) орган, с тем, чтобы его деятельность строилась на основе всестороннего учета интересов жителей всего региона). Кстати, Президент М.Шаймиев призвал депутатов ответственно подходить к подобным инициативам региональных законодателей, так как в связи с принятием нового закона в части разграничения полномочий мнение субъектов России по вносимым в Государственную Думу проектам федеральных законов, затрагивающим интересы регионов, будет учитываться в обязательном порядке.


На этом 12-я пленарная сессия завершила свою работу. Вел ее заседания Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости