Кто решит проблему - старьевщик или коммерсант?

На недавней пресс-конференции в Кабинете Министров РТ руководители министерств экологии и природных ресурсов, строительства и жилищно-коммунального хозяйства посетовали, что наша "переработка" бытовых отходов не успевает за научно-техническим прогрессом. Дескать, упаковочная промышленность развивается такими темпами, что соответствующие службы не знают, как собрать и переработать всю тару: полиэтилен, бумагу, битое стекло. Бьются они над этой проблемой много лет, а мусорные горы не уменьшаются.


Раньше эта проблема решалась проще: были магазины "Стимул", где можно было за макулатуру и тряпье получить дефицитный детектив или несколько рулонов не менее дефицитной туалетной бумаги, старые газеты собирали пионеры и старьевщики, которые разъезжали на лошадях по дворам. Теперь детективами завалены все полки магазинов, туалетная бумага в продаже не переводится, причем нескольких сортов. Чем же увлечь народ и предпринимателей, как сделать так, чтобы сбор и переработка отходов стали выгодным и почетным делом? Велосипед тут изобретать не нужно. Весь мир уже давно поставил это дело на коммерческую основу. И предприниматели на разных видах использованной упаковки хорошо зарабатывают.


Между тем, как стало известно со слов участников пресс-конференции, мы ежегодно теряем от ста до двухсот тысяч тонн макулатуры, столько же стекла, полиэтилена. И это при том, что есть (даже у нас в республике) технологии по их переработке. Такой бесхозяйственности не позволяют себе даже богатые страны.


"Школа конкретной экономики" для старшего поколения


- Как поживаете? - поинтересовался у знакомого пенсионера. Больше из вежливости, ибо знал: живет он неважно, не раз замечал у него сумку с газетами для продажи прохожим. Спросил, оказалось, не зря: сосед прежний свой "бизнес" забросил, переключившись на сбор утиля. "Сдаю макулатуру, полиэтилен, бутылки, - перечислил он. - В месяц выходит рублей 70, но при моей пенсии и это деньги".


Сегодня люди, находящиеся на "заслуженном отдыхе",- главные санитары города. Правда, действуют они не в одиночку. Финишным звеном в технологической цепочке по сбору вторичного сырья является фирма "Экосервис", которая с пуском цеха по переработке твердых бытовых отходов получила возможность принимать всякий хлам, включая все виды полимеров, отслуживший свой срок линолеум, искусственную кожу, стеклобой. Однако объемные показатели, сообщил директор предприятия Николай Кашеваров, выросли при этом всего на 10 процентов. То есть конечный результат во многом зависит от активности населения. Чтобы ее повысить, планируется к лету увеличить количество пунктов приема утиля в городе с 10 до 20, а в перспективе до полусотни точек.


Но "Экосервис" - не единственный в автограде посредник на рынке вторичных ресурсов. Увязавшись за дамой лет шестидесяти с двумя тяжелыми пачками картона в руках (она с трудом протиснулась в салон автобуса, а потом сошла на остановке "ДК КамАЗа") , я попал во владения ЧП Золотухиной. Сюда тащила свой багаж моя попутчица. "На хлеб заработала",- заранее определила она "навар" от похода в приемный пункт.


Раньше универсам №110, ставший микрорынком "Октябрьский", сам занимался переработкой использованной тары и упаковки. Но, как известно, ничего, кроме убытков, натуральное хозяйство не приносит. И чтобы избавиться от головной боли, работники прилавка подсобное помещение вместе со смонтированным там прессом сдали в аренду частнику. Тот прикупил еще один такой же пресс, оповестил о своем существовании потенциальных клиентов - и дело пошло. В среднем за месяц г-жа Золотухина заготавливает 30-35 тонн макулатуры. 40 процентов из них приходится на организации, в том числе арендодателя. Среди населения наиболее многочисленная группа сдатчиков бумаги и картона - пенсионеры, хотя по эффективности работы они, конечно, значительно проигрывают грузчикам магазинов.


Год назад предприниматель принимала макулатуру по 90 копеек за килограмм, потом цена упала до 70 копеек, а в феврале вновь поднялась - до 80 копеек. Эти колебания связаны с сезонными изменениями соотношения спроса и предложения на вторсырье, а не стремлением получить сверхприбыль. Кстати, по рентабельности малого бизнеса по сбору и первичной переработке вторсырья серьезный удар нанесли последние изменения в налогообложении. В прошлом году г-жа Золотухина заплатила за патент на занятие предпринимательской деятельностью три тысячи рублей, в нынешнем году - уже 18 тысяч, в два раза увеличились ее отчисления в бюджет в связи с введением единого социального налога.


Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
Набережные Челны.


Стоит ли овчинка выделки?


В Нижнекамске продолжается начатая в прошлом году работа по созданию общегородской системы управления потоками твердых бытовых отходов. Проведена рекультивация существующего полигона, на котором в прошлом году образовалось 482 тысячи тонн промышленных и бытовых отходов. Подготовлен и передан заказчику проект нового полигона общей площадью 23 гектара. Строительство планируется провести за счет средств Министерства экологии и природных ресурсов РТ и местного бюджета. В городе намерены не только перерабатывать мусор, но и наладить систему его сортировки. Как показывает мировой опыт, подобный подход не только улучшает экологическую обстановку, но и приносит немалые доходы.


Но, к сожалению, о больших доходах, по крайней мере видимых, не приходится говорить. Существующие пункты по приему вторчермета подвергаются резкой критике со стороны правоохранительных органов и общественности в связи с большим количеством проходящего через них краденого металла.


Который год ни шатко ни валко положение находящегося на хозрасчете Нижнекамского филиала ПЗП "Татвторресурсы". Тринадцать его работников сортируют вторсырье, приобретаемое у населения и предприятий, и вспоминают времена, когда тряпье и макулатура отправлялись потребителям вагонами. Сейчас же в лучшем случае - в кузове "КамАЗа". Так, в прошлом году были приобретены около 900 тонн макулатуры, 21 тонна полиэтилена, 94 тонны стеклобоя и чуть больше 8 тонн ветоши. Безусловно, цифры могли быть гораздо весомее.


Но повлияли, как говорится, объективные причины. Во-первых, отсутствует какая-либо информация о приеме вторсырья. Так, в "горсправке" мне дали один-единственный телефон без особой уверенности, что он в настоящее время действует. Во-вторых, создается впечатление, что работники данной системы до сих пор не осознали необходимость предоставления сдатчику максимума удобств. Простейший пример. Предприятия сдают сырье на промбазу, где находятся офис и склады "Тат-


вторресурсов". Население привозит в два пункта, которые хоть и расположены в черте города, но имеют неудобный график работы - с 9 до 18 часов и выходные - в субботу и воскресенье. Удивляет скудость ассортимента товаров, предлагаемых в обмен, и низкие расценки за вторсырье. Неудивительно, что многие жители, не желая обременять себя из-за копеечной выгоды, отправляют все в мусорные контейнеры. Не проявляют инициативы в создании альтернативных пунктов по сбору вторсырья и предприниматели. По крайней мере, в "Татвторресурсах" мне смогли назвать лишь одного частника, занимающегося аналогичным делом.


В качестве положительного примера можно привести разве что магазин "Всякая всячина", работающий по принципу известных в старые времена комиссионных. Открыт магазин лет восемь назад и специализируется на продаже бывших в употреблении бытовых приборов, которые принимаются у населения. Магазин пользуется популярностью не только у пенсионеров, но и у молодоженов, получивших возможность по низкой цене прикупить необходимую в хозяйстве вещь.


Ирина МИТРЮШКИНА.
Нижнекамск.


Предпринимателям дан "зеленый свет"


В Альметьевске создано шесть комплексных пунктов по приему вторичных отходов, в том числе пластиковых бутылок, битого стекла, макулатуры, тряпья и пищевых отходов. Подготовлены помещения для установки дробилки и пресса по предварительной подготовке вторичного сырья.


В нынешнем году начато строительство мусоросортировочной станции производительностью 180 тысяч тонн отходов в год. Здесь будут производиться сортировка твердых бытовых отходов, прессование и брикетирование, их дальнейшая переработка. Дело это настолько важное, что глава администрации города и района Ришат Абубакиров во всеуслышание предложил предпринимателям заняться этим делом.


Александр ГОРКАВЕНКО.
Альметьевск.


Одними руками делу не поможешь


Два года назад в городе сдано в эксплуатацию здание полигона твердых бытовых отходов. Но это не решило проблемы их полной сортировки и использования по назначению, ибо сооружение нового котлована для утилизации и новой механизированной разгрузочной площадки не завершено и сегодня. Частично бумагу, тряпье и металл отбирают трое рабочих. Всего же за первый квартал отсюда отгружено чуть более пяти тонн вторичного сырья.


Это, конечно, мало, соглашается прораб производственного предприятия по благоустройству и озеленению Р.Замалетдинов. Разве можно вручную разобрать более тридцати автомашин отходов, ежедневно поступающих на свалку? Так что большая часть полезного вторсырья по-прежнему идет под бульдозер. По соседству со зданием полигона расставлены в ряд пустые контейнеры с надписями: "бумага", "текстиль", "стекло", "черный металл". Но они пока пусты и, по-видимому, выставлены больше для отчета перед представителями экологических контролирующих органов.


И все же, считает мастер полигона А.Буев, в деле сортировки отходов наметились положительные моменты. Использованной авторезины было собрано аж два "КамАЗа", ее успешно реализовали речникам. Сейчас собираются средства для покупки оборудования по измельчению и прессовке полиэтилена, бумаги. Готовые "пачки" будут продаваться потребителям. Пока же за макулатуру сортировщикам платят мизер - 50 копеек за килограмм. Тряпье стоит чуть дороже - 60 копеек за кило.


Главный же покупатель и заготовитель вторсырья - филиал компании "Татвторресурсы". На Набережночелнинский картонный комбинат отсюда в первом квартале было отправлено 60 тонн макулатуры. Основные ее сборщики - учебные заведения, предприятия и организации, работающие в основном на договорных началах с "Татвторресурсами". Для них созданы более выгодные условия для сдачи использованной бумаги: она принимается по 70 копеек за килограмм.


Что же касается массового сбора битого стекла и использованного полиэтилена, то он пока в Чистополе не организован. На покупку дробильного аппарата, нового пресса у филиала нет денег. Эту проблему можно решить только с помощью головного предприятия.


Геннадий АБРАМОВ.
Чистополь.


Когда нет экономического стимула


Пластиковые бутылки, ненужная бумага, непригодное тряпье из квартир заинцев прямым ходом идут в чрево мусоровозов. О том, что те же бутылки из-под лимонадов можно куда-то сдать, а за прочитанные газеты и драные штаны еще и какую-то денежку получить, горожане, впрочем, как и жители села, даже не мечтают. Пункты приема вторсырья канули в советское прошлое. А заготовители местного райпо уже давно особой активности на этом поприще не проявляют. Если со сбором стеклотары дело более - менее налажено, то с прочими отходами - полный застой.


Изредка к сбору макулатуры подключаются школы города, сообщил нам заведующий отделом народного образования Н. Тулынин. Администрации учебных заведений заключают договоры с районным потребсоюзом, и грузовики забирают собранную школьниками бумагу. При таком положении дел город отнюдь не погряз в мусоре. Заработал полигон твердых бытовых отходов, где городской мусор сортируется, а затем уходит на предприятия.


Держать торговые точки по приему подобного сырья у населения тресту ЖКХ невыгодно. В круглую копеечку влетит аренда помещений или возведение специальных павильонов, а частные предприниматели в эту малопривлекательную для них сферу не рвутся. А вот в отделе строительства и жилищно-коммунального хозяйства Заинской администрации решились на эксперимент. Как рассказал начальник этого отдела Эдуард Хаджаев, в ближайшие дни в одном из городских дворов будут установлены контейнеры, предназначенные для сортировочного сбора мусора. Если эксперимент будет поддержан заинцами, то город решит одну из самых нелегких задач в коммунальной сфере.


Село Сарманово относится к тому типу районных центров, где власти, стараясь придать городской лоск двум-трем главным улицам, в то же время активно обустраивают окраины. Буквально на глазах вырос новый микрорайон, застроенный частными домами. Одновременно серьезно выросла и проблема утилизации бытовых отходов. В минувшем году здесь сдали в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов, на котором идет сортировка вторсырья. Но вот сбор его у населения фактически пущен на самотек. Надо отдать должное челнинским предпринимателям, которые периодически наносят визиты и в райцентр, и в близлежащие к автограду деревни, где за наличные деньги покупают у сармановцев и макулатуру, и стеклотару, и даже использованные пластиковые изделия. А здешнее райпо, имея в штате шестерых заготовителей и четырех рабочих, в основном занимается скупкой шкур животных.


Есть, правда, договор со школами на сбор макулатуры, но объемы этих поставок невелики. Деревенские жители, между прочим, вспоминают доперестроечные времена, когда практически в каждом населенном пункте был заготовитель от райпо, чаще всего дед-пенсионер, который на своем подворье принимал от односельчан и всякую отжившую свой век всячину, и продукцию личного хозяйства: от овечьей шерсти и шкур до тряпок, бутылок и костей. В работу по сбору вторсырья охотно впрягалась и деревенская детвора, которая получала взамен воздушные шарики, жвачку и другой ценный для детей товар. А в последние годы эта всячина превратилась в откровенный мусор, не имеющий цены, поскольку оказалась не нужна ни райпо, ни предприятиям, для которых является исходным сырьем. Нужно учесть еще и то, что в частных домах бумага и в хозяйстве на растопку печей сгодится, а вот "долгожитель"-пластик зачастую становится серьезной экологической проблемой, постепенно скапливаясь в балках и оврагах, окружающих деревни.


Сошедший снег обнажил одну из самых тяжелых проблем Мензелинска: груды бытового мусора буквально заполонили город. Такое впечатление, что жители этого некогда славного уездного города решили не обременять себя "мусорными" заботами, в прямом смысле выбросив их на улицы. В городе не только не найдешь урны - редки и контейнеры для мусора. но и вторсырье при всем желании не сдашь ввиду его абсолютной невостребованности. Заготовители райпо даже шкуры животных не в состоянии закупить в селах и частном секторе города, а уж о таком копеечном товаре, как утильсырье, и говорить не приходится. Ни один из мензелинцев, к которым мы обратились с просьбой сообщить местонахождение ближайшего пункта приема вторсырья, так и не смог припомнить сам факт наличия такового. А пластиковые бутылки, стеклотару, макулатуру и другие не менее ценные с точки зрения экономики отходы домашнего хозяйства, которым можно найти применение в промышленном производстве, мензелинцы привычно отправляют в мусорные ведра.


Справедливости ради нужно заметить, что в нынешнем году администрация наметила ряд серьезных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в районе. Будут освоены более 20 млн. рублей, которые намерен выделить Мензелинску Экофонд РТ. Но вот найдутся ли в этой сумме деньги на организацию пунктов, где принимали бы вторичные ресурсы? Если взрослые и дети будут знать, что за пластиковую бутылку или пустую картонную коробку можно получить деньги, то скорее всего, как, к примеру, признались школьники, они не упустят возможности заработать на жевательную резинку.


Гамира ГАДЕЛЬШИНА.
Заинск - Сарманово - Мензелинск.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости