А человек собаке друг?

В приюте нет животных со счастливым прошлым

Охранники одного из казанских предприятий топором отрубили собаке лапу. Просто так, для забавы, перебрав лишнего. Шарик выжил только потому, что оказался в приюте для бездомных животных. Здесь, в поселке Столбище, выхаживают собак, на своей шкуре испытавших «доброту» человеческую.

Шаг за калитку, и меня тут же окружают десятки собак. Они лают, машут хвостами, норовят оставить следы лап на одежде.

- Не бойся, они не кусаются, - в один голос успокаивают волонтеры Гульнара и Аделия, заметив, что я испугалась.

Псы доверчиво заглядывают в глаза. Такие и вправду не кусаются. Рвутся к каждому, кто приходит - им нужны человеческое внимание и забота. Они напоминают детей, которые остались без мамы.

Этим собакам повезло - для них здесь нашлось место. Что будет с другими бездомными псами - неизвестно. С нынешней зимы приют больше не принимает четвероногих постояльцев. Собачья гостиница переполнена. Но люди, несмотря на это, все равно привозят сюда животных. Или подбрасывают.

- Как-то выглядываем за ворота, а там шестнадцать щенят. Маленькие, худющие, больные. Мы их выходили, а затем отдали в добрые руки, - вспоминает Аделия.

Нравственный долг перед животными

Недавно в приюте появилась породистая собака. Степень ее истощения поразила даже девушек-волонтеров, которые повидали немало жертв человеческой жестокости. Оказалось, что у Марты (так зовут собаку сейчас) умер хозяин. Вдова увезла собаку в лес, привязала к дереву и оставила погибать. Но через несколько дней ей удалось перегрызть поводок. Собака вернулась в дом. Пришлось «доброй» женщине отвезти ее в приют...

Мы в ответе за тех, кого приручили. Семь десятилетий назад эту простую истину сформулировал Антуан де Сент-Экзюпери. За семь десятилетий многие так и не смогли ее усвоить. Изучив «биографии» приютских собак, приходишь к мысли: до осознания ответственности перед братьями нашими меньшими обществу еще расти и расти. Для начала нужно хотя бы научиться жалеть животных. Иначе не искореним жестокость.

Считается, что уровень развития общества характеризуется его отношением к животным. Интересно, на какой стадии находимся мы, если у нас можно встретить собаку с огнестрельным ранением? Похоже, кто-то оттачивал на ней мастерство стрельбы. Этого пса зовут Вертолетом. Его привезли из Лаишева. Теперь он житель приюта.

Еще бы пару добрых рук

Слепой собаке Эльзе - ее подобрали в поле - жилось бы лучше в новом удобном вольере. И Найде, у которой недавно обнаружили опухоль, и всем остальным собакам. Но сейчас их содержат в деревянных клетках с полами из набухших от влаги ДСП. На каждой огороженной площадке живут по пять собак, которые не всегда дружелюбны по отношению друг к другу.

Однако это полбеды. У вольеров нет крыш. Прошлой зимой их завалило снегом. Ближе к весне сугробы превратились в ледяные глыбы.

- Мы привозили друзей и знакомых, вместе кололи лед, чтобы в оттепель собаки не оказались в ледяной воде, - вспоминает Аделия. - Тяжело пришлось, но что было делать? Собаки могли погибнуть...

Человеческая поддержка жизненно необходима брошенным и покалеченным животным, которые обрели дом в приюте. Без нее, например, умер бы пес Джек. Его подобрали в кювете в тридцатиградусный мороз, со сломанным позвоночником и сильнейшим обморожением. Собаку сбила машина. Мнение врачей было однозначно - усыплять. Но волонтеры собаку не отдали. Лечили как могли и надеялись на чудо. Джек три месяца лежал пластом, потом начал ползать.... Теперь бегает, встречает всех радостным лаем.

Директору приюта Ларисе в свободное от работы время помогают три постоянных волонтера - Ольга, Гульнара и Аделия. Есть еще два помощника. Они работают за еду и крышу над головой. Эти двое - бомжи. Время от времени они запивают или просто пропадают, на неделю-другую. А в день моего приезда рабочие ушли и сказали, что больше не вернутся. Выходит, новые трудности.

Маленькая помощь дороже глубокого сочувствия

Здесь нет собак со счастливым прошлым. Даже у пса по кличке Повидло жизнь оказалась несладкой. Волонтерам удалось выходить его после тяжелой болезни. Но задняя лапа постоянно дергается - последствие недуга.

Конечно, таким собакам нужен особый уход. Но как его обеспечить, если приют существует за счет небольших пожертвований милосердных людей? Этих средств не хватает даже на ежемесячное содержание животных. Каждый день собакам покупают 60 кг крупы, 80 кг мяса, медикаменты. А еще нужно платить за свет, платить налог на землю, покупать инвентарь...

Аделия говорит, что помощь чаще оказывают люди, живущие далеко, нежели те, кто близко - казанцы. Удивительно, не правда ли?

В приюте нет газа и отопления, нет даже нормального водоснабжения. Воду для технических нужд дают соседи. Чистую, чтобы поить собак, директор приюта нередко покупает на свои. Но усилиями четырех женщин все собаки сыты и вполне довольны жизнью.

Когда-то всех этих псов предали и чуть не погубили люди. Но это были другие люди. А те, что ухаживают за ними в приюте, на предательство не способны.

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости