
Когда я достаю из альбома эту фотографию советских времен, сразу вспоминаю: Киев, набережная Днепра, тридцатиградусная жара. И легкомысленные слова девушки-экскурсовода: «Нам говорят, что купаться в Днепре нельзя, но мы не слушаем. Лучше все-таки погибнуть от радиации, чем умереть от жары...»
В Киеве в начале мая 1986-го мы оказались благодаря царскому подарку, который сделали нашей туристической группе. Функционер из райкома комсомола, отвечавший за инструктаж перед отправкой за рубеж, так прямо и сказал: «Вам, ребята, здорово повезло. К вашей путевке в Чехословакию бесплатно добавили еще и Киев, мать городов русских. Царский подарок!»
Какой это был щедрый подарок, мы почувствовали сразу, как только оказались в Киеве. Украинская столица сверкала куполами и блестела тротуарами, которые поливальные машины обдавали водой каждые пятнадцать минут. Крещатик, почему-то почти безлюдный, мыли еще и вручную, асфальт не успевал просохнуть. А в магазинах было полно водки! В разгар горбачевского сухого закона.
Про взрыв, который перед этим случился на АЭС в Чернобыле, и радиацию нам рассказал кто-то из местных. И сразу стало понятно, почему в городе столько поливальных машин и водки, почему желающих уехать из Киева больше, чем железнодорожных вагонов, а гостиницы, обычно переполненные в это время, стоят пустыми...
Нет, чем нам все это грозит, мы, конечно, даже не представляли, просто стали внимательнее присматриваться к тому, что происходит вокруг. Вдруг разглядели, что в городе попадаются странные афиши, приглашающие население на лекцию «Радиация и ее последствия». На экскурсии у Вечного огня случайно услышали тревожный разговор нескольких таксистов: «В Припять уже давно не проехать - все перекрыто. А вчера развернули у Нежина - там, говорят, тоже радиация...»
В Киеве стояла тридцатиградусная жара, но в Днепре почему-то никто не купался. Девушка-экскурсовод пояснила: это запрещено - радиация. А потом, смеясь, призналась, что на запрет не обращает внимания: «Лучше все-таки погибнуть от радиации, чем умереть от жары...»
Нас, туристов из Казани, про радиацию никто не предупреждал. О том, что в Киев лучше было не ехать, мы узнали уже в Чехословакии. Там никто не глушил вражеские «голоса», и про страшную катастрофу на Украине они сразу рассказали нам всю правду.
На обратном пути мы снова возвращались через Киев. Родное советское государство посчитало, что держать гостиницы пустыми как-то не по-хозяйски, и снова изменило маршрут. На этот раз, едва оказались в отеле, мы сразу полезли в душ - казалось, радиоактивная пыль покрывает все тело...
Фотографию нашей группы, запечатленной на фоне Вечного огня в Киеве, я берегу. Эта поездка, если честно, лишила меня многих иллюзий. Прав был комсомольский функционер: подарок действительно оказался царским.
Уважаемые читатели! «Республика Татарстан» продолжает конкурс на лучший рассказ о фамильной реликвии. Расскажите про дорогие вашему сердцу вещи, о том, как они попали в ваш дом. Это могут быть редкие награды, произведения искусства, дарственное оружие, письменные документы «времен Очаковских и покоренья Крыма», привезенные из дальних странствий сувениры, подарки с автографами знаменитостей. Сегодня практически в любом доме найдется фотоаппарат или принтер, поэтому не составит особого труда прислать по почте (обычной или электронной) фотокопии раритетов. Победители получат призы, которые, надеемся, станут такими же памятными реликвиями, передаваемыми по наследству из рук в руки.
Ахмед ШАКИРОВ
Письма с пометкой «Семейная реликвия» присылайте по адресу: 420097, г.Казань, ул.Академическая, д.2, редакция газеты «Республика Татарстан», или на адрес электронной почты: info@rt-online.ru.