Прочитав в статье «Своя пригоршня войны» («РТ», 6 мая с.г.) о небывалом, как пишет автор, пешем рейде отряда комсомолок, перегонявших на фронт гурт скота, мне захотелось рассказать о двух не менее уникальных экспедициях, имевших место в истории нашей республики. Конечно, они были не столь опасны и продолжительны, как та, однако тоже потребовали самоотверженности.
В 1935 году семеро работников казанского кожевенно-обувного предприятия «Спартак» решились на небывалые «полевые» испытания собственной продукции. Надев солдатские кирзовые сапоги, они отправились в них по шпалам в Москву! Пеший эксперимент продолжался шестнадцать суток. Все это время его участники регулярно сообщали на фабрику, как ведут себя «сапоги-скороходы»: не жмут ли, не давят, подметки не отлетают? Добравшись до столицы, семеро смелых предъявили их московскому ОТК. Госприемка прошла, что называется, по гамбургскому счету: спартаковские изделия высоко оценили, самих испытателей наградили велосипедами, а единственную среди них девушку - патефоном.
Участники другого похода по шпалам часть пути от Казани до Москвы проделали... в противогазах! Дело в том, что летом 1941 года комитет ВЛКСМ и первичная организация Осоавиахима Казанской железной дороги решили предпринять военизированный агитпоход - в воздухе уже пахло порохом! Отряд состоял из трех мужчин и трех девушек, командовал ими инженер-путеец В.Лесин, политруком была старший билетный кассир Р.Байбурова.
Шли исключительно по железнодорожному полотну, заодно инспектируя состояние стальной колеи и стрелочного хозяйства. У них были очень тяжелые рюкзаки, потому что, кроме всего прочего, они несли в них топоры, клещи, запасные костыли и гайки - на случай аварийных работ. И такие случаи представлялись не раз. Однажды увидели, что концы рельсов на стыке разошлись в разные стороны. Как сообщить об опасности? Связи у агитпроповцев не было, до ближайшей станции не успеешь добежать. Пришлось доставать инструмент и самим, вручную, ликвидировать неисправность.
На весь маршрут у них ушло времени больше, чем у спартаковцев, - три недели. Но это из-за частых остановок: по пути они читали в населенных пунктах лекции о противохимической защите, санитарии, личной гигиене и, конечно же, о международном положении.
На торжественной встрече в Центральном транспортном совете Осоавиахима СССР ходокам вручили номерные серебряные знаки «Активист Осоавиахима» и денежные премии. Помимо всего прочего, приказом наркома путей сообщения они были поощрены за предотвращение железнодорожной катастрофы.
Сергей ЕГОРОВ