Проблема заброшенных захоронений остро стоит по всей стране - люди уходят в мир иной, память о них стирается
«Ты пишешь о кладбищах? - поинтересовалась коллега по работе. - Расскажу тебе кое-что. В студенческие годы, лет двадцать пять назад, мы постоянно бегали на Арское кладбище, наше общежитие было рядом. Почти в каждой комнате у мальчишек стояли вычищенные до блеска, отполированные... черепа. Они их подбирали у дальней стены кладбища, там, где могилы сползали в овраг. Вставляли в пустые глазницы свечки, получались «оригинальные» светильники. Тогда это казалось нам забавным, а сейчас... стыдно вспомнить».
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Излишне говорить, что место последнего пристанища человека достойно самого благоговейного отношения со стороны живых. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному и недостойному отношению к могилам? Наравне с заучиванием постулатов «не убий» и «не укради» в семье и в школе нужно учить детей уважать память предков, а также трепетно относиться к их могилам. С этого, мне кажется, и начинается любовь к Родине...
А ведь многие погосты имеют еще и огромную историческую, культурную ценность, являются связующим звеном между прошлым и будущим целых народов.
Только мы об этом вспоминаем не так часто, как нужно бы.
С точки зрения историко-культурной ценности среди казанских кладбищ выделяются Арское, Архангельское, Братское и Новотатарское. Здесь под государственной охраной находятся сегодня 36 захоронений, 13 из них - памятники федерального значения. Кроме того, в мемориальных зонах Арского, Архангельского, Новотатарского кладбищ, а также Окольного и Красной Горки находятся воинские захоронения 5916 солдат и офицеров, умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. И давайте скажем прямо: многие могилы находятся в запущенном состоянии.
НА ГРАНИ ЗАПУСТЕНИЯ
- К сожалению, - отмечает председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, - кладбища в Казани, особенно мусульманские, на грани запустения. В то же время, образно говоря, на них негде «протолкнуться», не хватает места для новых захоронений.
Недавно на Новотатарском кладбище хоронили известного человека, заслуженного горожанина, долго не могли найти место его погребения, еле к нему пробрались, потому что кладбище было захламлено.
У татар есть традиция - когда человека хоронят, обязательно высаживают дерево. Вырастает практически лес, затем старые деревья падают, создают на кладбище естественные преграды. В Турции, например, сажают только цветы и кустарники. На мой взгляд, главное, чтобы здесь был порядок. Можно, наверное, чуть и отступить в этом случае от условностей.
- Давно поднимаем тему строительства пантеонов - ведь у нас очень много известных людей, представителей и татарского, и русского народов, славных сыновей других народов.
НАДПИСИ НА НАДГРОБИЯХ. ОБРАЗЕЦ БЕЗГРАМОТНОСТИ
- Часто приезжие соотечественники - а бывают у нас гости из Китая, из Японии - просят показать им могилы великих татар, Габдуллы Тукая, к примеру, - продолжает Разиль Валеев. - Веду, конечно, показываю, а самому стыдно. До недавнего времени его могила - она, к слову, находится на Новотатарском кладбище - пребывала не в лучшем состоянии. Сейчас приводим ее в порядок, к 125летию со дня рождения поэта здесь будет установлен обновленный надгробный памятник. Но сколько таких захоронений еще ждут своей очереди на реставрацию? Для меня в этом отношении опять-таки примером является Турция.
Разиль Валеев вспоминает 1994 год, когда татарстанские депутаты впервые официальной делегацией во главе с руководителем парламента республики Фаридом Мухаметшиным побывали в Турции. И были потрясены, увидев, насколько ухожены местные кладбища, как бережно относятся здесь к могилам известных татарских земляков, в частности, писателя Гаяза Исхаки. Есть еще одна проблема. Может быть, неочевидная, но тоже важная.
- Когда бываю в родном селе - в Нижнекамском районе, - говорит Разиль Исмагилович, обязательно навещаю могилы родителей, прабабушек, прадедушек, обращаю внимание на новые захоронения. И вижу, что почти на всех надгробиях надписи сделаны неграмотно. А ведь это память на века! Почему главы сельских поселений, тем более, напомню, по федеральному закону содержание кладбищ передано на муниципальный уровень власти, не могут проконтролировать этот процесс. Попросили хотя бы местных школьных учителей проверить написанное!
КАК ВОЗДУХ НУЖНА ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
В середине февраля, на расширенном заседании парламентского Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам депутаты впервые широко обсуждали тему современного состояния кладбищ в РТ как мест исторической и культурной памяти. Разговор длился больше трех часов - настолько актуальным, волнующим он оказался. По мнению участников заседания, в Татарстане необходимо разработать и принять долгосрочную целевую программу по изучению, сохранению и использованию кладбищ как мест историко-культурного наследия. Разиль Валеев привел интересный пример: «При подготовке документов по включению праздника Сабантуй в список объектов нематериального наследия ЮНЕСКО нужны были четкие научные подтверждения древности нашего праздника. Убедительным фактом для комиссии ЮНЕСКО стало наличие записи на могильном камне 1292 года, найденном на старом кладбище в одной из деревень Алькеевского района: «Скончался в день праздника Сабантуй».
АРСКОЕ КЛАДБИЩЕ - ПОД ОХРАНУ ГОСУДАРСТВА
Если создать республиканский реестр кладбищ, на территории которых имеются особо ценные захоронения, то в последующем этот документ существенно облегчит и государственную охрану историко-культурных памятников, и финансирование работ по их сохранению, считают парламентарии.
- В рамках подготовки к 65летию Победы была проведена реконструкция мемориальных зон Арского кладбища, - проинформировал депутатов заместитель генерального директора казанского МУП «Ритуал» Радик Мустафин. - Однако уход за могилами - обязанность владельцев захоронений. Стечение многих обстоятельств - давность захоронений, отсутствие родственников и прочее - делает могилы фактически бесхозными, а проводить там какие-либо работы по собственной инициативе специализированная служба не имеет права. А ведь Арское кладбище впору ставить под государственную охрану целиком и водить по некрополю экскурсии - столько знаменитых личностей здесь похоронено. Необходим полный путеводитель по этому кладбищу (пока что на средства МУП выпущен краткий справочник, планируется создание аналогичного и по Новотатарскому кладбищу. - Авт.), хотя бы в преддверии Универсиады2013. Нет сомнений, что история республики и в этом «разрезе» обязательно заинтересует гостей и участников спортивного форума.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
По предварительным данным, ритуальные объекты, представляющие историко-культурную ценность, имеются, кроме Казани, в 14 районах Татарстана. Среди них - мусульманские кладбища со старинными надгробиями XIII - XIX веков, старообрядческое кладбище с фамильными захоронениями купцов Шашиных и Челышевых в Чистопольском районе, там же - Авдеевское православное кладбище с 14 памятными некрополями XVIII - XIX веков. В Арске есть кладбище, где захоронены немецкие военнопленные, а в Елабуге - немецкие и японские.
Многие из участников заседания парламентского комитета, по их собственному признанию, и не предполагали, насколько Татарстан богат историческими свидетельствами своего многовекового прошлого. Речь, к слову, идет не только о кладбищах, но и об отдельных эпиграфических памятниках вне территорий погостов.
ПОКА Я ПОМНЮ - Я ЖИВУ
Основная проблема ухода за кладбищами заключается в том, что содержание и сохранность их находятся в ведении органов местного самоуправления, а за постановку на государственную охрану особо ценных объектов отвечает Министерство культуры республики.
Но отдельного финансирования на эти цели в бюджетах муниципальных образований не предусмотрено! Работы по благоустройству производятся в основном на средства жителей тех же сельских поселений или благотворителей. Среди основных трудностей - присущие не только городам, но и сельской местности проблемы переполненности кладбищ, необходимость реставрации множества разрушенных надгробий, ремонт, покраска, установка ограждений. Впрочем, есть и положительные примеры: так, в октябре 2009 года состоялась церемония открытия приведенного в порядок древнего кладбища у села Большие Атряси Тетюшского района. Сейчас здесь осталось девять надгробных камней, относящихся к периоду XIIXIV веков. Так почтили память одного из древних очагов булгарской цивилизации - центра Атрячского княжества, древнего города, где в свое время даже чеканили собственные монеты.
ДЛЯ ОБЩЕСТВА - ЗНАМЕНИТОСТИ. ДЛЯ КОГОТО - ПРОСТО РОДСТВЕННИКИ
Начальник Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Минкульте Татарстана Игорь Нестеренко отметил в ходе заседания, что разработчики программы столкнутся с проблемами в том числе правового и этического характера. Например, Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятый в 1996 году и многократно дополнявшийся, запрещает вести любое строительство и вносить изменения на территориях захоронений, принятых государством под охрану. Однако этот регламент нельзя слепо переносить на объекты некрополя. Такое ограничение, по мнению Игоря Нестеренко, может противоречить интересам родственников похороненных людей. «Это для нас они знаменитости, а для когото просто родственники», - подчеркнул Игорь Нестеренко. Получается, нужно одновременно решить разнонаправленную задачу - и памятник сохранить для потомков, и учесть сакральные интересы, не вмешиваясь в частную жизнь людей. Есть и другой запрет: закон не позволяет ставить на государственную охрану могилы людей, умерших менее 40 лет назад. Игорь Нестеренко считает, что это тоже может создать сложности этического характера. «Если бы эта поправка к закону была принята немного раньше, в Татарстане без госохраны остались бы могилы Баки Урманче и Назиба Жиганова», - сказал начальник управления.
По итогам заседания его участники выработали ряд рекомендаций, адресованных Кабинету Министров, муниципалитетам, Совету муниципальных образований. Речь идет о том, чтобы, не теряя времени, подготовить перечень кладбищ, имеющих историко-культурное значение, причислить, при необходимости, погосты к объектам культурного наследия. Муниципалитетам - разработать местные программы по изучению, сохранению, содержанию кладбищ.
СДВИНЕТСЯ ЛИ ДЕЛО С МЕРТВОЙ ТОЧКИ
Законодатели республики оказались не единственными, кто обратился к столь общественно резонансной теме. В марте в Совете Федерации прошел «круглый стол» с участием депутатов Государственной Думы, сенаторов, представителей органов государственной власти, местного самоуправления, научного сообщества. Его участники отметили: из-за имеющихся сегодня противоречий и пробелов законодательства у муниципалитетов накопился в этой сфере целый ряд проблем. Не способствует их разрешению и существующая судебная практика, а также несогласующиеся между собой позиции федеральных органов государственной власти. Участники «круглого стола» также выработали ряд рекомендаций для решения этих актуальных проблем.
Возможно, дело и сдвинется с мертвой точки?
От редакции: мы коснулись в этой публикации только одного аспекта проблемы, связанной с проводами человека в последний путь. Со своей стороны приглашаем читателей к обсуждению этой острой социально значимой темы.
Ирина ИУШКИНА, "РТ"
Фото Владимира ВЯТКИНА, © РИА «Новости»