Старенькая прялка у окна стоит

В нашем доме есть вещь, которую встретишь разве что в этнографическом музее: старинная самопрялка для прядения без веретена. Когда была жива бабушка, я видела прялку в работе. Бабушка одной рукой тянула нитку из кудели, а ногой с помощью подножки вращала колесо. Свое орудие труда она ласково называла прялицей и часто приговаривала: "Не мило прялье, коли милого нет".

До того, как мы с мужем перевезли бабушку в Казань, она жила в деревенском родительском доме, откуда много лет назад была выдана замуж в соседнее село. Эта матушкина прялка была единственной ценной вещью в приданом невесты. Впоследствии она помогала ей зарабатывать на кусок хлеба, выживать в годы войны, обвязывать детей, внуков, соседей. Уже глубокой пенсионеркой она организовала в избе что-то вроде прядильно-вязальной мастерской на общественных началах. Пожилые товарки приходили к ней с пухом и шерстью, она пряла пряжу, а они стальными спицами вязали пуховые и шерстяные носки, чулки, варежки, шарфы. В основном, конечно, для себя и родни, а если чего и оставалось, раздавали тем, кто победнее. Как-то, приехав к ней в середине зимы и застав в доме эту картину, я пошутила: "Ну, бабоньки, у вас тут прямо цех коммунистического труда!"

С этой вот прялкой-колесом она и перебралась в нашу городскую квартиру. И пока были силы, крутила пуховую нить - правнучкам на шапочки. При этом любила напевать себе под нос старинные русские песни. Помню, что свою любимую, про молодую пряху, она исполняла по-своему: "В низенькой светелке огонек горит, пожилая пряха у окна сидит..."

Бабули десять лет как нет, а вековая прялка-колесо (младшенькая дочь зовет ее велосипедом) так и стоит на прежнем месте у окна.

Наталья ТАЛАНЦЕВА.


В театр я ходил с артиллерийским биноклем

От отца в семье остались потертая офицерская полевая сумка и артиллерийский бинокль (отец на фронте был командиром орудия). С полевой сумкой я даже ходил в школу. Правда, учебники в ней не умещались - только тетрадки, пенал и рогатка. Зато сколько форсу!

А выносить бинокль из дома строго-настрого запрещалось. Отец работал старпомом на пассажирском теплоходе и брал его в рейсы. Запрет не распространялся на походы в театр. Мама служила артисткой в оперном театре, и мы всей семьей ходили на ее спектакли по контрамаркам. На вешалке гардеробщицы за отдельную плату предлагали зрителям миниатюрные театральные бинокли. Я снисходительно смотрел на них - у меня-то на груди висела настоящая военная оптика! Взрослые уважительно косились в мою сторону, когда я направлял бинокль на сцену. А как завидовали их дети!

Теперь в театр я хожу редко, а бинокль держу на даче. Она на берегу Волги, и из окна мансарды в окуляры хорошо просматривается Верхний Услон. А когда в поле зрения попадает белоснежный туристский лайнер, мысленно представляю в его капитанской рубке своего отца. С военно-полевым биноклем, который я держу в руках....

Ахат САГДЕЕВ.

Уважаемые читатели! Мы продолжаем конкурс на лучший рассказ о фамильной реликвии. Расскажите про дорогие вашему сердцу вещи, о том, как они попали в ваш дом. Это могут быть редкие награды, произведения искусства, дарственное оружие, письменные документы "времен Очаковских и покоренья Крыма", привезенные из дальних странствий сувениры, подарки с автографами знаменитостей. Победители получат призы, которые, надеемся, станут такими же памятными реликвиями, передаваемыми по наследству из рук в руки.

Письма с пометкой "Семейная реликвия" присылайте по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция газеты "Республика Татарстан".

Или на адрес электронной почты: info@rt-online.ru

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости