Золоченые купола церкви села Сахаровка, что в Алексеевском районе, видны издалека. Стоит она прямо на Оренбургском тракте, и проезжающие нередко специально останавливаются, чтобы полюбоваться на небольшую аккуратную бревенчатую церковку с узорными ставнями и наличниками. Смотрится храм и на фоне ночного неба - особая подсветка делает его воздушным, устремленным ввысь. Красота, да и только...
Местные жители очень довольны и тем, что в их селе впервые за последние полвека (с тех пор, как воинствующие атеисты разобрали на дрова прежнюю церквушку) появился настоящий храм, и тем, что получился он очень уютным, домашним. Не подавляет своим величием, хотя готов принять не менее сотни прихожан. Но на днях, когда на освящение храма и первую службу сюда приехал архиепископ Казан-ский и Татарстанский Анастасий, вместить всех желающих не смог. Без малого трехчасовую проповедь многие слушали, стоя в просторном церковном дворике. Однако торжественности момента это нисколько не убавило. Церемонию завершил малиновый звон колоколов.
- Живы еще поколения, которые видели, как варварски разрушались в стране храмы, - отметил в разговоре с прихожанами Анастасий. - И душе священника отрадно видеть, как возвращаются к вере сердца человеческие. Я был здесь, когда в мае заложили фундамент церкви, и не мог не приехать на ее открытие...
Наградами православной церкви в этот день были отмечены многие жители села и района. Так, медаль казанской епархии и православной церкви святителя Гурия I степени получил Николай Иванович Леденцов, под непосредственным руководством которого велось строительство храма. А глава Алексеевского района Владимир Козонков принял из рук архиепископа Анастасия образ князя Владимира.
- Думаю, храм в Сахаровке - не последний на алексеевской земле, - сказал Владимир Козонков. - Сегодня в районе много людей, готовых стать попечителями и церквей, и мечетей, и мы готовы помогать им во всем.
Откуда пошла Сахаровка
В 1770 году помещик Александр Игнатьевич Сахаров купил села Алексеевское, Саконы и Лебяжье. Поместье этого крупного землевладельца занимало без малого семнадцать тысяч десятин земли. Через тридцать лет после покупки Сахаров пришел к выводу: крестьяне слишком много времени тратят на то, чтобы добраться до полей, расположенных на окраине его владений. Помещик решил основать новое село, Сахаровку, причем по-хитрому - так, чтобы официально оно относилось к соседнему уезду. Утаить крестьян во время переписи, чтобы поменьше налогов платить, по тем временам считалось делом обычным. Из одного села в другое на время людей переселил - и вся недолга...
В начале ХХ века село принадлежало Алексею Алексеевичу Сахарову и его сестре Марии Алексеевне. Первый был страстным охотником, но хозяйство его мало интересовало. Байки о сахаровской любви к охоте живы по сей день. Рассказывают, увидит, бывало, как идет по улице баба с крынкой молока, тут же хватается за ружье. Выстрел - крынка вдребезги, баба в крик, брызги на метр вокруг! Посмеется довольный своей меткостью барин, а потом пятак выдаст "потерпевшей" - чтоб не плакала.
Про последнюю барыню - Марию Алексеевну - рассказывали, что уж больно часто и без видимой причины она смеялась. "Странная" была. И все равно к ней относились лучше, чем к барину. Говорят, когда она проезжала через деревню на бричке, запряженной тройкой (иных упряжек не признавала), то пыль столбом стояла долго. И не столько от лошадиных копыт, сколько от детских ног. "Странная" барыня всегда возила с собой коробку конфет и щедро разбрасывала их деревенским ребятишкам.
Был в Сахаровке и управляющий - из немцев. Под его руководством здесь растили не только пшеницу и рожь, но и экзотические для этих мест культуры - виноград и арбузы. Был в имении огромный вишневый сад. Заросли одичавшей вишни окружают Сахаровку и сегодня.
Порядок немецкий староста держал железный - посадки были аккуратно подрезаны, клумбы - ухожены. Недалеко от вишневого сада располагалась пасека. Судя по размерам полуобвалившейся ямы-омшаника, предназначенной для хранения меда, продукт этот здесь качали центнерами.
В революционные годы сахаровцы в полном объеме ощутили, что значит жить на одной из главных транспортных магистралей Поволжья. Отряды красноармейцев и белогвардейцев, белочехов и уже не разобрать, кого еще проходили здесь ежедневно, забирая провиант. Всех кур переловили, всю скотину перерезали.
Жители прятались от "спасителей" всех мастей в лесу, в домах оставались вовсе уж древние старики и старухи. Случалось, что бои шли прямо в деревне. Сахаровцы по сей день вспоминают одну бабку, которая свою избу не бросала ни при каких обстоятельствах. Во время очередного боя отважная старушка уселась на завалинке у дома и просидела несколько часов. Жива она осталась чудом, ведь все стены были буквально изрешечены пулями и осколками.
А белочехи "отметились" здесь тем, что, отступая, сожгли единственный тогда на всю округу мост через реку Шенталку. Говорят, собрали керосин со всех ламп, облили им мост и запалили... Обугленные сваи по сей день торчат из воды. "Но красных-то аль удержишь!" - говорят здесь, рассказывая эту историю.
Новый мост через Шенталку появился много позже.
Пашут землю и пишут стихи
Как и в любом селе, в Сахаровке есть самые уважаемые, почитаемые люди - старожилы села, бывшие учителя, ветераны и просто мастера на все руки.
Марья Васильевна Рожина проработала в местной школе всю жизнь. Из-за недостатка учителей ей приходилось преподавать и математику, и литературу, и географию. Не прекращала своей работы она даже во время войны. Жили тогда трудно, но школьники с голоду не умирали - во дворе школы сами выращивали картошку, помидоры, лук, репу. Да и учителя получали особый паек, часть которого (а иной раз и весь) оставляли в школе.
Одна из самых распространенных фамилий в Сахаровке - Гунины. Причем прямых родственников между всеми Гуниными очень мало. Впрочем, в любом селе каждый кому-то кем-то да приходится, только выяснять степень родства нет ни времени, ни необходимости.
Один из самых известных Гуниных в Сахаровке - Анатолий Алексеевич. Он признанный во всей округе столяр и плотник. Но еще есть у Анатолия Гунина особое пристрастие к поэзии. Он не из тех, что рифмуют строчки по поводу и без. Гунин настоящий народный поэт, пишет душой. Он - автор сборника стихов "Родной край".
Любопытно, что в роду у Анатолия Алексеевича нет ни поэтов, ни художников, да и сам он имеет всего семь классов образования. По мнению Гунина, образование ему необходимо было, чтобы на-учиться писать и читать. А учиться писать стихи - все равно что птицу учить петь. Мол, сколько ни старайся, кукушка соловьем все равно не зальется. Если уж не дала природа таланта, так и не мучайся. Но если не пожалела она для тебя своих даров, так радуй людей. И он радует односельчан безыскусными, но очень теплыми и добрыми строчками.
В соседнем с Анатолием Алексеевичем доме живет Анна Тимофеевна Гунина - единственный в селе доживший до наших дней ветеран Великой Отечественной войны. Без малого полторы сотни своих сынов и дочерей, не вернувшихся с фронта, по сей день оплакивает Сахаровка. А вот Анне Тимофеевне посчастливилось - встретив войну в 1941 году телеграфисткой, прошла ее всю в роте связи 76-й дивизии 64-й армии и вернулась в родное село. По долгу службы Анна Тимофеевна всегда находилась на командном пункте и частенько - например, во время сражений на Курской дуге - совсем рядом с огневыми позициями.
По словам главы местного сельского поселения Таисии Багаутдиновой, нынешняя Сахаровка - активно развивающееся село. Во многом этому способствует удачное его расположение - прочно уцепилось оно за Оренбургский тракт. Вдоль дороги выстроено несколько кафе и магазинов, развивается инфраструктура. В 2003 году построено новое здание школы и высажен лесопарк, в 2007-м - проведен капитальный ремонт памятников павшим в Великой Отечественной. Через год отремонтирован Дом культуры, в 2009-м - мостовые переходы через Суходол. Нынче в Сахаровке построен храм, отремонтированы и заасфальтированы дороги внутри села. А каким красивым после очистки стало сахаровское озеро!
Конечно, значительная часть местных жителей ездит на заработки в Алексеевское, некоторые - в Чистополь. Но молодежь из Сахаровки уезжать не стремится. Хотя многие и работают за пределами родного села, но свои дома ставят именно в Сахаровке. Рядом с селом строится мощный животноводческий комплекс, так что работы скоро хватит на всех. Значит, история села продолжается.