Пятнадцать лет назад детский сад №16 "Счастливый малыш" Ново-Савиновского района Казани стал первым в городе дошкольным учреждением, где наряду с общими открылись группы для детей с детским церебральным параличом. И по сей день в реабилитационных группах садика, ставшего теперь Центром развития ребенка, с любовью и надеждой воспитываются и обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с которыми работают опытные медики и педагоги.
Для такой работы в центре созданы все условия. Есть спортивный и музыкальный залы, зал лечебной физкультуры, музыкальная гостиная, кабинеты массажа, трудотерапии, психологической разгрузки, по изучению правил дорожного движения, логопедический, изостудия, кабинет коррекционной педагогики. Благодаря компании IBM и Управлению образования Казани здесь имеется компьютерный класс, где реализуется программа раннего обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий Kidsmart. Заложенный в программе коррекционно-развивающий потенциал служит развитию зрительного восприятия, координирует сочетание зрительной и моторной функций, притягивает и мотивирует детей самой формой подачи материала. И даже сложное сочетание таких диагнозов, как нарушение опорно-двигательного аппарата, интеллекта и зрения, не мешает детям в процессе выполнения задания. Малыши забывают о своих проблемах, занятия проходят на эмоциональном подъеме, а родители и педагоги не перестают за них радоваться.
Но самое главное - дети-инвалиды получили возможность общения со сверстниками. В последнее время в системе образования России, как и других стран, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более активно занимает инклюзивное воспитание, когда такие малыши воспитываются и обучаются в составе группы здоровых сверстников или когда дети с различными диагнозами объединяются в одну группу. Известный советский психолог и педагог Лев Выготский в свое время писал, что специальная школа замыкает своего воспитанника в узкий круг коллектива, создает такой мир, в котором все фиксирует его внимание на недостатке, а не вводит в настоящую жизнь. Инклюзивное обучение и воспитание являются способом создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения детских потребностей, оно чрезвычайно гуманно и необходимо как детям с особенностями развития и их родителям, так и родителям и воспитанникам массового детского сада. У одних формируются коммуникативные навыки, они свободно ориентируются в окружающем мире, легче адаптируются к условиям школьной жизни, у других - воспитываются сочувствие, сострадание, толерантность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству.
Особенная атмосфера, царящая в "Счастливом малыше", - это, конечно, заслуга коллектива центра под руководством заведующей Елены Шайдуллиной. Педагоги, медики, психологи исповедуют индивидуальный подход к каждому ребенку, развивают в малышах творческое начало. И, конечно, нельзя не упомянуть про то, что соответствовать всем современным требованиям Центру развития ребенка помогают многочисленные спонсоры, которым и сотрудники, и родители очень благодарны. Так, совместными усилиями в центре идут к главной цели - воспитанию человека с развитым чувством собственного достоинства, бережно относящегося к окружающему миру (в том числе миру людей), желающего и умеющего с ним общаться.
Елена БОРИСОВА.