Заключенные в заботу

Когда спрашиваешь этих ребят об увлечениях или любимых книгах, в их глазах можно увидеть искреннее недоумение. Все они ждут совсем другого вопроса. Ждут и в то же время боятся услышать: "За что вы сюда попали?"

В обществе бытует мнение, что в колонии для несовершеннолетних и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для "трудных" подростков попадают только отъявленные хулиганы из неблагополучных семей и потенциальные "клиенты" тюрем в будущем. Отношение окружающих к таким ребятам чаще всего колеблется от настороженного до откровенно негативного. Многие с облегчением вздыхают, когда малолетнему преступнику дают реальный срок и изолируют от общества. Нет правонарушителя - нет для них и проблемы. А между тем она, эта проблема "неблагополучных подростков", дает о себе знать все острее.

У каждого малолетнего преступника собственная история, собственная версия событий и обстоятельств, которые привели его на скамью подсудимых. Где-то недоглядели родители, где-то на пацана оказали влияние "доброхоты"-друзья, а где-то он просто попал в жизненный переплет.

Конечно, совсем не значит, что на детях, оказавшихся в условиях ограничения их свободы, нужно ставить крест и считать их потерянными для общества. Если подросток попал в исправительное учреждение, работу с ним продолжают его сотрудники.

Раифа

Для татарстанцев и гостей республики Раифа известна прежде всего как живописное место, где среди вековых сосен на берегу озера расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь. Сотни паломников и туристов ежегодно приезжают в Раифу, чтобы приобщиться к святости этих мест. Сюда же по решению суда попадают "трудные" подростки в возрасте от 12 до 18 лет со всей России. Таких учреждений, как Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа, в стране не больше двадцати. В Татарстане оно единственное. Когда местные жители называют СПУ колонией, его сотрудники их поправляют и объясняют, что бывшую детскую воспитательную колонию вот уже 45 лет как преобразовали в училище, а это не одно и то же. Во-первых, СПУ находится в ведении Федерального агентства по образованию. Попадают сюда "трудные" подростки, совершившие как мелкие правонарушения, так и серьезные преступления. Некоторые из малолетних обвиняемых, проходящих по уголовным делам, вместо срока в колонии получают направление в Раифское спецучилище. Такое решение судья принимает в том случае, если обнаруживают, что у подростка есть возможность, а, главное, желание исправиться. Во-вторых, несмотря на внушительный забор, строгую проходную и слово "закрытый" в названии, подопечные училища не чувствуют себя в полной изоляции от внешнего мира. Они систематически выезжают на экскурсии, участвуют в различных конкурсах, посещают музеи, театры, концертные залы и спортивные клубы.

...Руслан (имена подростков изменены) попал в Раифу из вполне благополучной семьи. У него хорошо складывались отношения с родителями, он никогда не был конфликтным ребенком, но в какой-то момент оступился. Оказавшись в училище, подросток быстро нашел общий язык со сверстниками и педагогами. Когда встал вопрос о дополнительном образовании, Руслан решил попробовать себя в области журналистики. Писал, занимался интернет-сайтом училища, пробовал делать видеосюжеты о жизни в Раифе. А недавно его работы оценили организаторы межрегионального слета юных журналистов и пригласили в Самару для участия. Он впервые побывал на таком масштабном, интересном мероприятии. Каждое утро его участники получали задания, готовили материалы, верстали свою газету... Вернулся со слета парень с дипломом и массой ярких впечатлений. О будущем Руслан задумывается часто. Он твердо решил после окончания школы поступать в военное училище, но и там, по возможности, он постарается не забывать про журналистику.

Дима - круглый сирота. В Раифу его привезли из детского дома. С тех пор жизнь Димы разделилась на "до" и "после". О том, что было "до", он вспоминать не любит. Зато о нынешней своей жизни рассказывает с охотой. Здесь мальчик стал одним из первых, кому разрешили уходить в увольнение. Дима старательно учится, участвует в общественной жизни училища, охотно выполняет роль старшего в отряде и неплохо справляется с функциями наставника, отвечая за вновь прибывших учеников. Паренек - футбольный болельщик и старается не пропускать ни одной важной игры. Порой ему удается посмотреть матч прямо на казанском стадионе. По договоренности с училищем ФК "Рубин" предоставляет бесплатные билеты на свои домашние игры самым усердным ученикам. А с учебой у Димы все складывается как нельзя лучше. Недавно сдал экзамен на разряд по профессии "Штукатур-маляр" и теперь ждет досрочного выпуска, чтобы вернуться в родной город. Он уже для себя окончательно решил, что обязательно сам встанет на ноги и освоенная профессия ему в этом поможет.

В отличие от других мальчиков на Косте - серая униформа. Здесь такая одежда, скорее, исключение, нежели правило. Носят ее только нарушители установленного порядка. Костя как раз один из них. Педагоги называют его неординарной личностью. С одной стороны, он лауреат различных художественных конкурсов, талантливо рисует портреты и делает репродукции, с другой стороны - бунтарь. В какой-то степени взрывной характер и стал причиной, по которой он попал в Раифу. Свою серую униформу Костя получил за самовольный уход из училища. Для СПУ такой поступок парня стал настоящим ЧП. Искали его несколько дней, знали, что далеко убежать не сможет - родной дом находится в другом регионе. Да и сам беглец не хотел уходить далеко. Все дни "на воле" он околачивался рядом с училищем. По словам педагогов, кружил вокруг территории и все время звонил узнать, как дела. О своем поступке Костя говорить не любит.

И все же он неплохой, уверяют воспитатели. Не держит зла, быстро вспыхивает, но и успокаивается тоже быстро.

Сотрудники СПУ искренне верят, что у каждого из этих ребят в будущем все обязательно получится. За их судьбами они будут наблюдать в течение последующих лет, звонить родителям, в детские дома и комиссию по делам несовершеннолетних.

Повторно сюда ребята не возвращаются. Если случается рецидив, а, по статистике, это не более 4-6 процентов от общего числа "выпускников", подростки попадают уже в колонию для несовершеннолетних, где не чувствуют себя так вольготно, как в училище.

Колония

Большие серые ворота и колючая проволока вокруг Казанской воспитательной колонии для несовершеннолетних вызывают тоскливые ощущения. Здесь, в изоляции от внешнего мира, проводят свой срок подростки, совершившие серьезные преступления. О своих поступках молодые заключенные говорить не любят и, по словам работников колонии, на вопрос, за что сидят, привыкли отвечать названием и номером статьи.

...Артем попал в колонию уже во второй раз. В семье у него не все гладко. Мать с отчимом частенько прикладывались к спиртному, в то время как мальчик был предоставлен самому себе. Затем мама умерла, и он остался на попечении фактически "чужого дяденьки". Сначала оступился один раз, вышел на волю, но по молодости так и не понял, что к чему. Попал в колонию в очередной раз.

Не часто такое случается, но соседка по квартире осталась неравнодушной к судьбе мальчика и время от времени буквально вытаскивает отчима из запоя и приходит с ним на свидание с его пасынком. А Артем всегда с нетерпением ждет их прихода.

За время второго своего срока он многое понял и осознал. Здесь освоил профессию штукатура-маляра, решил на свободе обязательно доучиться, начать работать, чтобы купить машину своей мечты - "ВАЗ-21140".

Недавно узнал, что знакомые в родном городе открыли кафе. Поэтому решил усерднее развиваться в качестве... певца (у него неплохие вокальные данные). Кроме того, в колонии паренек увлекся хоккеем. Не так давно к ним в гости приходили игроки команды "Ак барс". Говорили с ребятами о спорте и здоровом образе жизни. С той встречи подростки решили сообща бросить курить. Артем в их числе.

Ильмир уверен, что когда-нибудь обязательно будет ездить на "Ламборджини". В колонии он получает профессию столяра. Но не задумываясь утверждает, что в жизни она ему не пригодится. На воле парень учился в вузе на дизайнера и хочет продолжить осваивать выбранную профессию. Он вырос в благополучной семье с достатком. Мама в сыне души не чаяла и никогда ни в чем не отказывала. Она и сейчас старается как можно чаще навещать Ильмира и делать все, чтобы ему было комфортнее. В этом отношении Ильмир счастливый человек. Многие ребята месяцами ждут приезда родных, из последних сил веря, что у них просто нет денег из-за кризиса, о котором так много говорят.

Ильмир много времени уделяет занятиям в спортзале, говорит, что нужно поддерживать себя в хорошей форме, чтобы нравиться девушкам. В колонию парень твердо решил не возвращаться. Теперь он знает, что никогда нельзя терять контроль над своими поступками.

С Сергеем разговаривать сложно. Он крайне замкнут и настороженно относится ко всем незнакомым. В колонии близко ни с кем не общается, но ко всем сверстникам старается относиться ровно. Никогда и ни на что, по словам работников колонии, не жалуется. Он словно сжал себя в кулак и не дает волю эмоциям. Парень - круглый сирота и часто говорит, что в этой жизни у него никого нет, а значит, ему нечего уже терять. В колонии пошел учиться на оператора ЭВМ. Не потому что в будущем пригодится, просто это единственная профессия, которую ему разрешено осваивать по состоянию здоровья. Сергей астматик. На вопросы о своих планах и дальнейшей судьбе лишь пожимает плечами. Он и сам, похоже, не знает, что его ждет.

Задача современных колоний для несовершеннолетних - попытаться вернуть им возможность жить нормальной жизнью. Вовлечение подростков в творчество, спорт - ключевой момент работы с ними. Многие малолетние преступники, попадая сюда, с удивлением осознают, сколько радости приносят им аплодисменты за красивое выступление, похвала за хорошие оценки, одобрительные крики после забитого гола... Зачастую воспитатели и педагоги, работающие с неблагополучными подростками в местах лишения свободы, делают то, что не смогли в свое время сделать родители, школа, общество.

Скажем и еще об одной серьезной проблеме. О пагубном влиянии, которое оказывает на детей, чье мировоззрение только формируется, телевидение. Работники колонии с возмущением вспоминают телесериал, в котором демонстрировалась жизнь заключенных со смакованием кровавых, жестоких сцен.

В колонии не могут запрещать подопечным смотреть телевизор в свободное время. Но чтобы оградить подростков от зрелища, которое наносило непоправимый вред и без того расшатанной детской психике, воспитатели были готовы на все, лишь бы занять ребят на время выхода телесериала в эфир. Ну разве это нормально! А вот хорошие, поучительные (зачастую это "советские") фильмы на наших телеэкранах - редкие гости. Зато именно эти картины ребята потом увлеченно обсуждают. Горячо спорят об увиденном.

Правильное решение

Утверждать, что все подростки, которые оказались в местах не столь отдаленных, смогут в дальнейшем найти себя в этой жизни и пойти после освобождения правильной дорогой, было бы опрометчиво. Но нельзя ставить на них крест. Конечно, какой будет их дальнейшая жизнь, решать самим ребятам. Но привести их к этому решению через страх, запугивание или безразличие не получится. Всем, что доступно обществу, будь то спорт, творчество, другие занятия, нужно показать подростку, что жить можно интересно, полнокровно. И не противопоставляя себя обществу, а ощущая себя его деятельным звеном, личностью, которая комфортно чувствует себя именно в такой - полезной для родных, друзей, близких, для государства, для него самого прежде всего - жизни.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости