В Татарстане прошел большой педсовет
Чему должна учить школа после уроков, каким должен быть курс истории религии, как преобразовать начальное профессиональное образование – эти и ряд других тем обсуждали в минувшую субботу в Мамадыше, где с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова прошло традиционное августовское совещание работников образования и науки.
Не учебой единой
«Школа после уроков» – именно так была обозначена главная тема нынешнего республиканского педсовета. Впервые о том, что школьная инфраструктура должна активно использоваться во внеурочное время, чтобы ученики имели возможность развивать свои индивидуальные способности и приобщаться к полезному труду, министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов заговорил в феврале этого года на итоговой коллегии своего ведомства. И в ряде школ уже активно внедряются в жизнь подобные внеклассные проекты.
Так, до начала пленарного заседания Рустаму Минниханову продемонстрировали опытно-учебный участок «Азбука земли», где мамадышские школьники под руководством педагогов выращивают сельхозпродукцию, занимаются кролиководством, осваивают механизаторские навыки. Позже на пленарном заседании Альберт Гильмутдинов сообщил, что только в прошлом году ученики заработали здесь 22 миллиона рублей, а Рустам Минниханов назвал этот опыт очень удачным. Интересным, по словам Президента, оказался и визит в мамадышский лицей №2, где ему продемонстрировали результаты школьного научно-технического творчества – «умных» роботов, многочисленные радиоуправляемые модели, квадроцикл...
– Мы не случайно выбрали для этого заседания именно Мамадыш, – отметил, открывая пленарное заседание, Рустам Минниханов. – В сельских районах и малых городах дополнительное образование имеет свою специфику. И здесь мы увидели много интересного. Думаю, этот опыт надо перенимать и другим районам.
Вообще, отметил глава республики, потенциал системы образования может и должен использоваться не только для передачи учащимся учебных знаний. Детям надо прививать любовь к труду, обучать их основам предпринимательской и инновационной деятельности.
Альберт Гильмутдинов рассказал участникам совещания о трех больших проектах, которые уже стартовали в рамках программы «Школа после уроков». 74 учебных заведения, полторы тысячи учеников сегодня работают над проектом «Здоровье моей школы» – проводят мониторинг воды, воздуха и почв в своих микрорайонах и составляют таким образом электронную экологическую карту городов и сел. «При правильной организации работы это может иметь серьезное значение», – отметил министр.
Другое перспективное начинание – школьные IT-мастерские. Поскольку «умная» техника, которой сегодня оснащены все учреждения образования, имеет обыкновение устаревать и выходить из строя, создание сервисных центров, где при помощи педагогов и партнеров из числа IT-компаний сами учащиеся будут осваивать навыки возвращения компьютеров к жизни, – это большое подспорье для школьных администраций. Подобных центров в республике создано уже восемь, один из них – опять же в Мамадыше.
И, наконец, третий крупный проект – так называемая «Зеленая школа». Озеленяя пришкольные участки, отметил министр образования, ученики могут реально решать экологическую проблему крупных городов, ведь учебных заведений там достаточно много.
Кроме того, Альберт Гильмутдинов предложил педагогам республики развивать и собственные проекты по программе «Школа после уроков», особое внимание уделяя техническому творчеству и привлечению к работе с детьми представителей реального сектора экономики. В свою очередь Рустам Минниханов, заметив, что техническое творчество – дело затратное, поручил министру промышленности Равилю Зарипову организовать кураторство над кружками юных техников как в школах, так и в детских досуговых центрах, посоветовав привлекать к этой работе и ведущие технические вузы. Президент отметил, что именно ребята из таких кружков – это потенциальные инженеры, конструкторы, технологи, которых так не хватает сегодня производству.
Позже о том, как уже ведется подобная работа с потенциальными кадрами, на примере сотрудничества с казанской гимназией №8 рассказал генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай, вызвав аплодисменты зала и одобрение главы республики.
Религия – дело тонкое
Говоря о новшествах, которые ожидают республиканскую систему образования, Альберт Гильмутдинов упомянул о том, что в новом учебном году в школах впервые вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
– Это тема очень серьезная, – тут же отреагировал Рустам Минниханов. – Нужно глубоко изучать историю религии. Мы сегодня столкнулись с тем, что в данной сфере проявились некие вещи, о которых не знают даже на уровне высших должностных лиц, не говоря уж о простых гражданах. Например, в исламе есть такие течения, которые создают нам большие проблемы. Нам нужно самим четко понимать, что такое традиционный ислам. Да и в православии есть различные движения.
Учитель, который преподает этот предмет, тоже может всего не знать. А ведь детей как научат – так они и будут потом жить. Поэтому нужно организовать эту работу централизованно. Главам администраций совместно с Аппаратом Президента, Министерством образования нужно взять эту работу под свой контроль, пригласить специалистов, религиозных деятелей, подготовить методические пособия, провести обучение и аттестацию преподавателей, чтобы в этом вопросе у нас все было четко и ясно.
Делить детей не будем
Еще одной темой, вызвавшей живейшую реакцию Президента, стало изучение татарского языка. Альберт Гильмутдинов в очередной раз пояснил свою позицию по этому вопросу: на татарский язык и литературу в школах отводятся лишь те 15 процентов учебного плана, которые по закону отданы национально-региональному компоненту, от уроков русского языка время не отрывается, да и результаты по русскому языку татарстанские дети показывают стабильно выше средних по России – что на ЕГЭ, что на разных олимпиадах и конкурсах. Так что никакого ущемления русского языка за счет татарских уроков в школах нет.
– Мы живем в многонациональной республике, и делить в школах детей на татар и не татар – это закладывать бомбу, – поддержал министра Рустам Минниханов. – Введя в школах преподавание татарского языка для всех, мы не нарушили ни Конституцию, ни федеральные законы, и нельзя позволять националистам – русским ли, татарским ли – разыгрывать эту карту. К тому же ребенок, знающий больше языков, более конкурентоспособен.
В то же время Президент признал, что в республике есть большие проблемы с толковыми учителями татарского. Но этот вопрос планируют решить с помощью международного образовательного центра Education First. По окончании пленарного заседания августовского педсовета состоялось торжественное подписание договора между этой организацией и республиканским Минобрнауки о разработке проекта Tatartown – онлайн-школы по обучению татарскому языку. Альберт Гильмутдинов назвал это событие историческим.
Эффективность работы проверят
Рассказывая о проекте «Школа после уроков», Альберт Гильмутдинов подчеркнул, что он никоим образом не заменяет собой систему дополнительного образования. В то же время министр отметил, что к этой системе сегодня есть множество вопросов – не все учреждения здесь работают эффективно. В этом с ним согласился Рустам Минниханов. И тут же добавил, что серьезного осмысления требует и работа системы начального профобразования:
– У нас есть очень эффективные ПТУ, но есть и большие проблемы в этой сфере. Система подготовки кадров живет в своем мире, а производству требуются совсем другие специальности.
Зачастую, отметил Президент, молодежь, которая не очень хорошо успевает в школе, идет после девятого класса в профтехучилища, лишь чтобы «отсидеться» до армии, а после службы мало кто возвращается на производство с той специальностью, по которой обучался. Да, в республике пытались внедрить кластерную систему, чтобы создать непрерывную линию образования от училища или лицея через колледж до вуза, но до конца дело не довели. А учить на тракториста или водителя три года в училище, заметил глава республики, это нерациональное расходование государственных средств, такие специальности можно получить и в стенах школы. Тем более что сегодня на производстве и на селе работает совсем другая техника, нежели та, на которой учат в профлицеях, в ней и человек с высшим образованием не сразу разберется…
– Училищам предстоит стать учебными заведениями совсем другого уровня преподавания, это должны быть центры компетенции по рабочим специальностям, где человек независимо от уровня образования мог бы получать необходимые навыки, – резюмировал Президент. Правда, тут же оговорился, что готов выслушать и другую позицию, но в целом проблема требует осмысления и доработки.
Заканчивая совещание, Рустам Минниханов вернулся к проблемам средней школы, отметив, что даже те огромные средства, которые сегодня республика вкладывает в образование, может быть, и недостаточны.
– Мы недооцениваем роль школы, – признал глава республики. – Если не будет хорошего школьного образования, то не будет и хороших студентов в вузе. И главное – нельзя забывать, что главный человек в школе – это учитель, и от нашего отношения к нему будет зависеть все остальное.
В завершение заседания Рустам Минниханов по традиции вручил наиболее отличившимся педагогам республики почетные награды.
В августовском совещании работников образования и науки также приняли участие Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, Премьер-министр Ильдар Халиков, другие официальные лица.