Группа известных деятелей литературы и искусства Татарстана выступила с обращением, в котором с озабоченностью говорится об обостряющейся проблеме алкоголизации населения. В числе тех, кто подписал обращение, - известный писатель, публицист, историк Рафаэль Мустафин.
- Рафаэль Ахметович, социологи говорят, что алкоголизация населения не осознается обществом как проблема, потому что, в отличие от каких-то чрезвычайных происшествий, происходит незаметно, ежедневно. По крайней мере, она не может стать сенсацией выпуска новостей. С чего же вдруг появилась инициатива?
- Она возникла не вдруг. Мы, писатели, журналисты, часто встречаемся друг с другом и нередко, особенно в последнее время, разговор заходит о том, что население наше вырождается. И главная причина тут - пьянство. Каждый из нас в этом отношении вспоминает какие-то примеры. Я вспомнил такой: мой дедушка рассказывал, что в татарской деревне до революции водку вообще не продавали. Кто-то в то время предложил такую торговлю открыть, так за ним старики с палками погнались.
Спиртным стали торговать в годы советской власти. И в памяти опять случай. Был сорок первый год. Мне десять лет. Нас эвакуировали в эту деревню. На все поселение, а в нем две тысячи жителей, был один пьяница. Почти все мужчины ушли на фронт, а женщины ни грамма не брали в рот. И произошел такой забавный и трагический одновременно эпизод. Привезли в бочках водку, в бутылки ее тогда не разливали. Люди приходили покупать ее с бидонами, банками. И чтобы водку из бочки налить, нужно было ее через шланг всасывать, а затем опускать в посуду. Продавщица брезговала это делать. Она позвала для этого местного пьяницу, и таким образом они разливали водку. Так он до того ее насосался, что перепил и умер.
Наш дом был недалеко от этого магазина. И вот картина. Стоит жаркий августовский день. На земле лежит тот самый "помощник" продавца. И никто не решается подойти к нему, потому что - пьяница. Старики заявили, что похорон его на кладбище не допустят: "Это нечистый человек, где хотите, там его и хороните". И председатель колхоза с большим трудом уговорил кого-то отвезти его за холмы, где у нас был заброшенный скотомогильник...
А тут как-то я в деревню приехал, и мне сказали, что в ней практически нет человека, который не пьет. Около магазина человек двадцать нетрезвых мужиков сидят, проходу никому не дают. Ты в деревню приехал? Должен их угостить. Бабушки рассказывают, что как только день выплаты пенсий приходит, эти мужики обирают их. А если не дашь на пол-литра, либо окно разобьют, либо курицу утащат. Так вот деревня и спивается.
Я много по Татарстану езжу. И вижу, что многие мужчины двадцати-тридцати лет и не женятся, и работать толком не могут. Одно знают - пить.
- А каковы, на ваш взгляд, причины пьянства?
- Один человек не может назвать все причины. Надо всем обществом думать, как эту напасть победить. Во всяком случае, нужно об этом вслух говорить, не замалчивать беду.
А причин тут много. Прежде всего - доступность, в том числе для молодежи, этого зелья. Скажем, я был в Финляндии. Там алкоголь продают только в фирменных магазинах, дорогих ресторанах и по такой цене, что бутылка водки стоит ползарплаты. Задумаешься, прежде чем купить...
Еще одна причина - активная реклама пива. Пивной алкоголизм - тоже алкоголизм. Пиво сбивает человека с толку. Вроде бы слабый спиртной напиток. Но очень часто с него все и начинается...
Мне повезло в том отношении, что в нашем роду никто никогда не пил. Мой дед всегда говорил, что я должен соблюдать традиции. И показывал пример: капли в рот не брал. Приезжаем с ним в город. Жара, а он даже квас не пьет, говорит, что там тоже есть градусы. А сейчас молодежь берет пример со старших, потому что отцы, деды пьют.
В свое время Горбачев ввел жесткие ограничения на продажу спиртного. Конечно, там были и перехлесты: вырубали виноградники, возникали дикие очереди возле магазинов. Но все-таки, как показывают данные, в то время здоровье населения улучшилось, преступлений, особенно бытовых, на почве алкоголизма стало меньше.
- Ведутся разговоры, что из того же времени надо вернуть в нашу жизнь лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), в которых больных алкоголизмом лечили принудительно. Но против этого есть доводы психологов, которые считают, что излечение возможно лишь в том случае, если человек сам желает этого. Ваше мнение?
- Насколько я помню, пользы данная мера не принесла. Человек возвращался после ЛТП в обычную жизнь и принимался за старое.
- Обсуждение этой проблемы недавно прошло на канале ОРТ. Олег Зыков, главный детский и подростковый нарколог Москвы, принимавший в разговоре участие, впоследствии высказал такое мнение: "Надо прекратить "спасать нацию"! У нас все время происходит попытка бороться с неким химическим веществом - с алкоголем, с клеем "Момент", с героином - и нет понимания, что трагедия прежде всего происходит с конкретным ребенком. Причина в том, что он "почему-то" идет в этот ларек и "почему-то" покупает бутылку. И если мы не пытаемся понять это "почему" - в контексте его судьбы, его отношений с окружением, прежде всего с близким окружением, с семьей, а пытаемся бороться с ларьками, торгующими пивом, спасения нации у нас не получится". Рафаэль Ахметович, я это к тому, что, наверное, и у взрослых людей причины пьянства кроются глубже...
- Часто объясняют эту дурную привычку какими-то объективными причинами. Как-то делали в квартире ремонт, приходил один рабочий, всегда пьяный. И говорил, что если бы ему платили как следует, то он бы не пил. Другой объяснит свое поведение семейными неурядицами. Третий - одиночеством... Но, скорее всего, это просто дурная привычка. Я еще подростком для себя усвоил, что есть потребности материальные - в пище, в одежде, в жилище. Есть потребности духовные - мы любим читать, писать, петь. А есть потребности избыточные - это выпивка, курение, наркотики...
- Что же делать с теми, кто уже находится в этой "избыточной" зависимости? Ведь близким людям больно наблюдать, как человек теряет себя окончательно.
- Французы говорят: кто пил, тот будет пить. Конечно, лечить алкоголиков надо, методики лечения совершенствовать надо. Но, думаю, если сам человек не найдет в себе силы воли покончить с этим, никто ему не поможет. Может быть, при помощи разных методов одного-двух из сотни удастся спасти, но надо в первую очередь думать о молодежи, о том, как ее уберечь от этого зла.
- В России, по-моему, пьянство - беда извечная, судя по литературе, например. А какова специфика этой проблемы в республике?
- У нас все-таки были традиции трезвой жизни. Это шло от традиций мусульманства, которое запрещает алкогольные напитки как нечто богомерзкое, от чего человек на том свете будет гореть в адском пламени.
Рассказали мне недавно такой случай. Отмечали в одной из деревень религиозный праздник. Заходит рассказавший эту историю в один из домов. Там сидят за самоваром пять-шесть старушек-татарок. Что-то, говорит, я обратил внимание - лица у них раскраснелись, глаза блестят. Его как гостя сажают за стол. Наливают в чашку из пузатого белого чайника, но... не заварку. Оказывается, сидят старушки и водку пьют. Вот и вся религиозность...
Я не за то, чтобы вообще запретить алкоголь. Такое мы, да и не только мы, но и другие страны, уже проходили в своей истории. Но так, как пьют в России... Сегодня на душу населения, включая стариков и детей, у нас приходится почти 18 литров спирта. Это же в несколько раз больше той цифры, которая ведет к вырождению народа. Подчеркну еще раз: проблема, о которой идет речь, волнует не только Россию. Я жил в Германии, в простой семье, общался с людьми. Рабочий там раз в неделю, в выходной день, посещает свой любимый бар, выпивает чарку или бокал пива. Не больше. Но и у немцев пьянство наносит, как они считают, экономический, социальный вред. Однако с нашей-то страной масштабы этого зла несопоставимы!
Да, спиртопроизводящая отрасль платит в казну большие налоги. Но кто подсчитывал, сколько та же казна теряет по причине алкоголизации населения? По причине того, что работоспособные мужики мрут из-за гибельного пристрастия. Что из-за пьянства распадаются семьи, страдают дети, близкие пьяниц. Что пьянство становится причиной многих пожаров, других ЧП, в которых тоже гибнут люди.
Обществу, прежде всего законодателям, да и всем нам над ситуацией надо бы задуматься. И что-то делать. Для нынешнего Года здорового образа жизни инициатива возвращения общества к трезвости - в самый раз.
Вот почему я оказался в числе тех, кто подписал это письмо.
Наталья ФЕДОРОВА