Социальная политика, которая является составной частью внутренней политики любой страны, всегда нацелена на повышение качества жизни населения. Первостепенной же должна быть социальная защита малообеспеченного населения.
К сожалению, проблем в данной сфере немало. Например, не учитывается общественное мнение при выборе мер социальной защиты, нет определенных стандартов предоставления соответствующих услуг, практически не берется во внимание доход людей при расчетах компенсационных выплат. Таким образом, получается, что просто берется определенная сумма денег, выделенная на соцзащиту, и поровну делится на всех нуждающихся. А ведь среди них есть те, кому помощь требуется больше, чем остальным, и нельзя всех подводить под одну черту.
Об этом шла речь на очередной коллегии Министерства экономики. С предложениями по внесению изменений в действующую систему адресной социальной поддержки выступила первый заместитель министра экономики, директор Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ Алевтина Кудрявцева. Она отметила, что в первую очередь нужно разработать стандарты качества предоставления социальных услуг, а также ввести ежегодные социсследования, которые бы четко отражали мнение населения при выборе мер соцподдержки. Кроме того, есть необходимость в создании порядка, с помощью которого можно было бы эффективно проверять доходы домохозяйств, имеющееся имущество получателей льгот и субсидий.
На сегодня приоритетными направлениями являются развитие сотрудничества государства и частного бизнеса и создание качественной конкурентной среды. “Экономика развивается, меняется ее структура. Но основная наша проблема - это то, что сфера услуг по-прежнему играет подчиненную роль и не соответствует структуре развитых стран”, - выразил свое мнение министр экономики Марат Сафиуллин. По его словам, постиндустриальная информационная экономика как раз характерна тем, что сфера услуг начинает оказывать определяющее влияние на структурные преобразования в экономике. Одним из путей стимулирования подобных преобразований является поддержка малого и среднего бизнеса в социальной сфере.
“Это та сфера, которая, к сожалению, меньше всего подвержена частной инициативе. Мы надеемся, с одной стороны, подстегнуть инициативу предпринимателей, и с другой - повысить интерес работы государственных учреждений в данной сфере. И это не означает подмену государственного сектора частным, наоборот - создание условий для развития предпринимательства в социальной сфере”, - добавил он.
Сегодня частный бизнес в большей степени представлен лишь в области здравоохранения и, частично, образования. Фармацевтика и стоматология - вот два основных направления, находящиеся в руках предпринимателей. Медицинских патронажных услуг в полном объеме на данный момент не оказывают ни государственные, ни частные учреждения системы здравоохранения. Многие медицинские работники лишь “подпольно” подрабатывают в качестве сиделок, медсестер, а значит, получают “серые” доходы.
В сфере образования ситуация схожая. Эта отрасль является одной из наиболее непривлекательных для бизнесменов во многом из-за ее капиталоемкости. Да и заработная плата работников образования несоразмерна с результатами их труда. Опять же единственное развитое направление в данном секторе - репетиторство, которым многие преподаватели занимаются в частном порядке, что практически невозможно отследить.
Способом привлечения малого бизнеса в это направление могло бы стать развитие системы кредитов и привлечение частного бизнеса к финансированию образовательного процесса.
В ходе коллегии был сделан вывод, что социальную сферу, в принципе, можно сделать привлекательной для бизнеса. И решено до первого декабря нынешнего года разработать специальную программу развития бизнеса в данной сфере.