В Набережных Челнах справил новоселье Музей истории города.
Создан он был еще в 1973 году, в начальный период строительства КамАЗа, но все это время ютился в приспособленных помещениях, хотя его фонды постоянно пополнялись новыми экспонатами. Сегодня их количество перевалило за 40 тысяч. Проблему решает переезд в здание бывшего кинотеатра “Чулпан”, реконструкция которого обошлась местному бюджету и спонсорам в 28,5 млн. рублей.
- Перед нами стояла задача, - рассказывает директор фирмы “Челныпроект” Вячеслав Нилов, - перестроить здание так, чтобы увеличить его площадь в два раза. Этого удалось достичь благодаря двухуровневой организации его внутреннего пространства. С другой стороны, необходимо было сохранить остов здания и прилегающую к нему площадь, поскольку они сами по себе являются историческими. В зале кинотеатра проходили первые производственные совещания с участием руководства республики и страны, на которых вырабатывалась стратегия строительства КамАЗа и города.
- Первопроходцы, возводившие автогигант, отличались особым духом, - подчеркнул на церемонии открытия нового объекта культуры мэр города Ильдар Халиков. - Музей - подарок этому поколению челнинцев. Молодежь должна знать о трудовом подвиге на Каме, хорошо представлять и прошлое родного края.
- Бывает маленький город и у него маленький музей, а бывает и большой город с маленьким музеем, - продолжил, подойдя к микрофону, первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов. - А большому городу нужен большой музей! Такой, какой появился в Набережных Челнах, чья история вершилась и вершится на наших глазах.
Московские гости, и среди них заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, депутаты Госдумы Григорий Ивлеев и Елена Драпеко, вместе с хозяевами музея совершили экскурсию по его экспозиции.
- Насколько адекватно отражены в ней двадцатый век, камазовская эпопея? - поинтересовался я у коренного челнинца, заслуженного строителя РФ и РТ Марата Бибишева.
- Из поля зрения сотрудников музея совершенно выпали 30-е годы прошлого века - очень важный период в истории Челнов, когда они стали городом, приобрели экономическую самодостаточность. Стали даже своеобразным “центром самолетостроения”. Как известно, половина деталей летательных аппаратов тогда изготавливалась из дерева. На лесозаводе “Республиканец” было налажено производство заготовок из древесины так называемого нулевого сорта, то есть самой высшей кондиции, которые отправлялись на авиазаводы страны. К сожалению, летом 1944 года лесозавод сгорел. Жара стояла страшная. Огонь едва не перекинулся на город. Мне уже было 14 лет, на всю жизнь запомнил тот страшный день. По своему масштабу это бедствие аналогично пожару на заводе двигателей КамАЗа в 1993 году.
Вот такие полные драматизма события в истории города, когда проявляется его характер, который не сломить испытаниями, и заслуживают в первую очередь внимания исследователей, считает М.Бибишев. Нужны настоящие артефакты, а не муляжи, используемые для воспроизведения бытовых сценок столетней давности. Самовары в старину везде были одинаковые, выставив их рядами на полках, не воссоздать лица именно этого города.
Обиды творца истории автограда смягчили рассуждения автора проекта реконструкции здания музея Вячеслава Нилова:
- Что касается архитектурно-строительной части, реализованы все задумки. Есть резерв площадей для запасников музея, есть необходимый комплекс инженерного оборудования. Но не зря существует пословица: красна изба не углами, а пирогами. Вкус “пирогов”, то есть качество, структура экспозиции, конечно, будет совершенствоваться. Главное, что теперь у работников музея для этого стало больше возможностей.