Детские библиотеки: всю мудрость лучших книг отдать ребячьим душам

Детские библиотеки республики переживают не лучшие времена. За последние пять лет их число сократилось на два десятка

Не каждый согласится посвятить жизнь профессии детского библиотекаря. А для тех, кто выбрал эту стезю, нет ничего важнее, чем приобщать детей к чтению, а значит, беречь цивилизацию. Дело обстоит именно так, как бы высокопарно это ни звучало. Но ХХI век диктует свои законы библиотекам. Как известно, они все меньше посещаются, особенно подростками.

Одна из причин в том, что книга – уже не единственный «источник знания». Информационные технологии стремительно вошли в жизнь, и проблемы развития информационного общества коснулись библиотекарей очень явно.

Только за 2010 год их у нас стало на тринадцать меньше: одну закрыли, двенадцать объединили со взрослыми библиотеками. Ряд детских библиотек не имеет достаточных площадей для размещения фондов и выполнения основных функций. Не располагают достаточными площадями для полноценной работы с читателями детские библиотеки Высокогорской центральной библиотечной системы (50 квадратных метров), Кайбицкой (35 «квадратов»), Мензелинской (24), Тюлячинской (32). А ЦДБ Нижнекамска и вовсе расположена в городской квартире панельного дома. Здесь не выдерживаются, даже приблизительно, нормы на размещение фондов и обслуживание читателей. В Буинске в прежнем здании открылся детский сад, в котором нуждаются горожане. Но райцентр теперь не имеет хорошей детской библиотеки.

Из 90 специализированных детских библиотек требует капитального ремонта каждая четвертая. Но Мамадышская, например, не вошла в госстатистику нуждающихся в улучшении помещения, хотя она находится в цокольно-подвальном этаже Дет-
ской школы искусств. В отделах ее холодно, сыро, нет охранной сигнализации. В полуподвальное помещение школы переведена детская библиотека Атнинской ЦБС…

В большинстве таких учреждений мебель старая. Книжные стеллажи, шкафы, стулья, столы, витрины не приобретались с 70 – 80-х годов прошлого века.

Между тем в Татарстане ежегодно увеличивается число детей примерно на 6 тысяч. Работа с молодыми родителями, малышами требует хороших базовых условий, специального оборудования, но им, причем в ограниченном количестве, располагают всего две детские библиотеки.

Нет пандусов для въезда инвалидам-колясочникам, звуковых маячков для слабослышащих. Недостаточно или совсем нет технических средств, специальных книг для инвалидов по зрению (говорящих, с крупным шрифтом).

Ежегодно ухудшается положение с комплектованием фондов. В 2010 году в 33 районах детские библиотеки получили меньше книг по сравнению с предыдущим годом. Фонды изнашиваются. Остается нерешенной проблема их информатизации. Из девяноста специализированных детских библиотек имеют компьютеры 56. Лишь 29 имеют выход в Интернет.

– А у нас такие профессиональные специалисты! – завершает свой рассказ Евгения Шемелова, главный библиотекарь научно-методического отдела Республиканской детской библиотеки. – Что бы было, если бы наши библиотеки располагали всем необходимым – помещениями, комфортной мебелью, новой литературой, электронными изданиями… Мы могли бы намного больше детей познакомить с качественной литературой, научить их радоваться книге как другу и советчику. Каким будет мир завтра, зависит от сегодняшних мальчишек и девчонок, а если они будут читать, мир будет умным, добрым, надежным.

Кто же они такие – современные библиотекари?

Кто они: хранители мудрости? Няньки, советники? Скоморохи-затейники? Социальные работницы? Подвижники? Да все вместе! Об этом я думала, сидя в жюри республиканского конкурса библиотекарей «СуперПрофи». Восемь лет подряд проводился в РДБ конкурс «Детский библиотекарь года», и вот финал – состязаются лучшие детские библиотеки.

Конкурсантки представляли авторский проект по развитию своей библиотеки и потом делали презентацию какой-либо книги. Честно говоря, переполняло удивление… В годы моего детства я была записана сразу в три библиотеки, но общение с работающими в них сводилось к тому, что они проверяли прочитанные книги на целостность и выдавали вновь выбранные. А тут…

Что только не придумывают библиотекари, чтобы привлечь читателей! Это превращает детские библиотеки в местные культурные центры, где люди проводят время и в одиночку, и целыми семьями, участвуя в разнообразных интересных мероприятиях. Детишки в селах приходят сюда утром, и на пороге дожидаются открытия библиотеки.

Детские хранилища книг «дружат» с отдельными школами, и педагоги с библиотекарями, по сути, делают одно дело, формируя интеллект детей через любовь к книге. Причем это делается так изобретательно, что диву даешься. Вот смотрите. За восемь лет только победителями конкурса разработано 13 авторских целевых программ, 10 проектов по темам «Время читать классику» и «Читаем книги о войне»; 39 сценариев по творчеству татарских писателей и поэтов; 20 планов обсуждений книг современных детских писателей; 10 обзоров на разные темы; столько же бесед по творчеству детских авторов и иллюстраторов; 15 программ «Дней информации»; 5 программ «Дня читающей семьи»; 39 статей-
размышлений о профессии дет-ского библиотекаря, повышении престижа чтения.

Это эксклюзивные авторские работы. Их опыт используют библиотеки республики и других регионов России.

Работает в детской библиотеке и сама себе завидует

Потому что в ней живет та девочка, которая любила читать книги. Речь о Зульфие Салаховой, ведущем библиотекаре Нижнемактаминской детской библиотеки Альметьевского района. Большим праздником для Зульфии в детстве были дни, когда ей дарили книги. Как-то тетя сказала ее матери: «Будет, наверно, библиотекарем. Так любит читать!».

Что и случилось: Зульфия окончила училище культуры в Елабуге, и стаж библиотечной работы у нее уже четырнадцать лет.

Не стану перечислять грамоты и награды, все ее библиотечные задумки и затеи, но, памятуя, что истина порой открывается в деталях, приведу названия ее публикаций в районных СМИ: «Хорошая книга – тоже лекарство», «Путешествуйте с книгой». Для понимающего достаточно, чтобы понять, что значит книга для Зульфии и как она ее популяризирует. Она и внешне выглядит как классический детский библиотекарь: интеллигентное лицо, скромная белая блузка и черная юбка, милая улыбка и, конечно же, романтичность в придачу – вот ее «рецепт счастья»: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее любовь, добавьте по горсти щедрости и доверия, посыпьте добротой и верой в хорошее. Все перемешайте и употребляйте в сочетании с чтением хорошей книги». Романтичность проявилась и в проекте, который Зульфия представила: «Создание зала комфортного чтения, творчества и досуга». Зачарованно просматривали мы слайды с изображением того, как должны выглядеть залы и комнаты детской библиотеки в идеале. Здесь до мелочей предусмотрен комфорт маленькому читателю – в такой библиотеке можно провести день и не соскучиться,  не устать… Да вот только средства для этого потребуются немалые, о чем романтичные люди, конечно, думают в последнюю очередь.

Зульфия заняла в конкурсе «СуперПрофи» второе место.

«Моя профессия будет востребована»

А первое – жюри единогласно присудило Гульназ Курмашевой, хозяйке детской библиотеки – филиала № 37 из Нижнекамска. Стаж библиотечной работы вроде бы небольшой – три года. Но ее детство прошло в стенах библиотеки, так как мама работала ее заведующей.

Нельзя не восхититься размышлением Гульназ о профессии:

– О библиотекаре сложилось превратное мнение как о скучном и неинтересном человеке. Непременно несчастном от бедности и осознания собственной никчемности, неприспособленности к жизненным обстоятельствам. К сожалению, этот стереотип жив.

Но я не чувствую себя такой. У меня интеллигентная, благородная и нужная профессия. Назвать ее спокойной нельзя: постоянная работа с детьми, с общественностью, школами, детскими садами, дворовыми клубами – встречи, диспуты, обзоры, познавательные часы.

Информация в Интернете – это уже кем-то переработанные отжатые факты, кто-то эту первичную работу выполнил. Ребенок может взять готовое, но усвоит вряд ли – нет знаний. Знания – результат самостоятельного чтения, анализа полученной информации, размышления, воображения…

Библиотекарь – это тот, кто предпочитает Знание. Ради него и будут создаваться библиотеки нового типа – с комфортными залами, многофункциональными помещениями, оснащенные современными автоматизированными системами. Процесс модернизации начался, а значит, библиотека будет жить, и моя профессия будет востребована.

Вот как мыслит потомственный детский библиотекарь! И Гульназ, и Зульфия недаром удостоились и специального диплома детского читательского жюри за презентацию книг Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Виктора Пушкина «Самая крупная победа». Выбирать членам жюри – ученикам 143-й школы Казани отличникам Равилю Вильданову и Маше Ереминой –  было из кого. Все шесть участниц были великолепны со своим артистизмом в подаче выбранной книги. И все же победили именно те, кого и взрослое жюри посчитало лучшими. Но было бы несправедливо не назвать хотя бы по именам всех. Альфия Ахатова – ведущий библиотекарь ЦДБ Бавлинского района, Светлана Рахина – заведующая Актюбинской поселковой библиотекой МБУ «ЦБС» Азнакаевского района, Любовь Стакина – ведущий библиотекарь ЦДБ Бугульмы… Что? Не досчитались еще одной участницы? Правильно. Потому что Сирена Саетгараева – заместитель директора по работе с детьми МБУ «Централизованная библиотечная система» Сармановского района – ушла с конкурса с третьим местом и специальным «дипломом зрительских симпатий». Мы просто не вправе не рассказать о ней чуть подробнее.

Белый журавлик надежды

Китайская мудрость гласит: «Выбери себе профессию по душе, и тебе никогда не придется работать, а только творить». Сирена именно творит, вкладывая в дело частицу души. И души по-прежнему хватает, хотя стаж работы у нее уже 31 год.

Помимо прочего, Сирена Файзрахмановна занимается в библиотеке с детьми с ограниченными возможностями.

Благодаря ей эти особенные сармановские дети вовлечены в активную творческую жизнь, они желанные гости и активные участники библиотечных мероприятий. Дети младшего возраста любят кукольные спектакли, которые им показывают в библиотеке. Продолжением уже реализованного проекта по работе с такими детьми стал проект «Белый журавлик надежды», который представила на суд жюри Сирена Саетгараева…

После каждого ее мероприятия появляется спрос на рекламируемые книги. Как блестяще она это делает! Описать сложно, в таких случаях говорят: «Как жаль, что вас не было с нами». На этом красивом конкурсе в главной детской библиотеке республики, которая устроила праздник души всем, кто туда пришел.

мнение эксперта

Альфия АХАТОВА – ведущий библиотекарь ЦДБ Бавлинского района:

– Девиз нашей работы – слова Януша Корчака: «Мы должны не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». Нет одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. Поэтому с каждым читателем надо работать индивидуально, учитывая его физические, психические и возрастные особенности.

библиотека
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости