Рабочую специальность сегодня иметь выгодно

"Кто не работает, тот не ест" - этот постулат, принятый в советские годы, хоть и стал основой для множества анекдотов и даже художественных фильмов, на деле актуальности своей не потерял. В советские времена работа находилась для всех - не всегда интересная, не всегда творческая, но дающая кусок хлеба. Лет двадцать назад в нашем лексиконе прочно утвердилось понятие "безработица" - обвал экономики, повлекший за собой массовые банкротства предприятий, тысячи россиян оставил практически без средств к существованию. Сейчас ситуация, конечно, намного лучше, но проблем все еще много. Ждать ли нам дальнейших улучшений? Грядет ли повышение зарплат? На какую помощь могут рассчитывать малообеспеченные татарстанцы? Вопросов здесь много. Получить на них ответы жители республики имели возможность из уст министра труда, занятости и социальной защиты РТ Айрата Шафигуллина во время "прямой связи", состоявшейся на днях в нашей редакции. Желающих пообщаться с министром оказалось много, некоторые из вопросов носили личный характер, поэтому предлагаем вниманию читателей наиболее интересные, общественно значимые.
Первый телефонный звонок раздался в конференц-зале редакции, где проходила "прямая связь", минут за десять до назначенного времени.

- Айрат Радинович, здравствуйте. Это вас из Казани беспокоят, Иванычев моя фамилия. Я много лет проработал в системе профтехобразования, сначала мастером в ПТУ, сейчас - преподавателем в колледже. Всю жизнь трудился под крылом Министерства образования, а тут новость - нас передают Министерству труда. С профобразованием покончить решили, я так понимаю?

- Нет, конечно. Как раз наоборот, потому что сфера вашей деятельности сейчас приобретает особую актуальность, ей будет уделяться усиленное внимание. Профобразование сегодня очень необходимо, это уже всем ясно. К сожалению, за последние пятнадцать лет оно существенно сдало свои позиции и потеряло ту роль, которую играло до девяностых годов. Не вам рассказывать, что тогда основная масса выпускников восьмых и десятых классов шла именно в профессионально-технические училища для получения рабочей специальности. Там и численность учащихся была гораздо выше, и материальная база получше, и стипендии учащимся повыше - ее же предприятия поддерживали, та же оборонка, например. Конкуренция была серьезная... А потом все резко изменилось - предприятиям было не до поддержки ПТУ, да и уже получившие рабочую профессию зарабатывали гроши на заводах. К тому же вузы предоставили многим не прошедшим по конкурсу возможность учиться платно. Ситуацию здесь необходимо выправлять, и срочно. Сегодня есть большая востребованность в представителях именно рабочих профессий практически на всех предприятиях республики - и в малом бизнесе, и на крупных заводах рабочих рук катастрофически не хватает. Правительство республики строит сегодня планы по реанимации системы профтехобразования для подготовки представителей рабочих профессий для нашей промышленности и сельского хозяйства.

Однако здесь важно не повторить ошибок высшей школы - сегодня дипломированных юристов и экономистов, к примеру, переизбыток. Наверное, в этом случае во многом виноваты сами выбравшие эти профессии. Все-таки выбирать образование надо с прицелом на свое будущее трудоустройство. Так что повторять ошибку и обучать рабочим профессиям несоизмеримое с потребностями общества число молодых людей государство не имеет права. А для того чтобы обеспечить рабочими кадрами промышленность, необходимо точно знать ее потребности, и количество учебных мест нужно обосновывать экономически. То есть знать четко, сколько и каких специалистов требуется сегодня в том или ином регионе. Система обучения должна быть гибкой. А где лучше, чем в специальном ведомстве, то есть у нас, знают потребности производства как по каждой отрасли отдельно, так и в целом? Так что передача системы профобразования Министерству труда, занятости и социальной защиты вполне объяснима и оправданна. К тому же, по закону, заказ на обучение специалистов может сделать только организация, которая финансирует такие образовательные учреждения. Вот и замыкается все на нашем министерстве.

- Так вы считаете, ситуация лучше будет? - на всякий случай уточняет преподаватель.

- Для этого и работаем...
- Спасибо.

У постоянной читательницы "РТ" Луизы Бахтизиной к министру сразу несколько вопросов.

- По закону инвалидам первой группы по зрению полагается доплата в пятьсот рублей - для сопровождающего, - говорит Луиза Ахтямовна. - На руки нам эти деньги не выдают. Куда же они деваются?

- Существующими нормативными актами установлена компенсация по уходу за инвалидами первой группы, а также за людьми старше восьмидесяти лет, которая выплачивается трудоспособному лицу, осуществляющему уход, - говорит министр. - Для получения этой компенсации необходимо в отделении Пенсионного фонда РФ по РТ по месту жительства представить заявление о назначении этой выплаты от того, за кем нужно ухаживать, и от того, кто будет осуществлять этот уход. Есть два условия: ухаживающий должен быть лицом трудоспособного возраста, но не работающим. Пятьсот рублей будут выплачивать пенсионеру, а он их передаст ухаживающему.

- В соцзащите сейчас тоже предлагают платное обслуживание. Так добавьте эти деньги соцработникам.

- Увы, не получится. Социальный работник оказывает гарантированный государственный перечень услуг, так называемый соцзаказ, за зарплату. Все, что вы можете попросить сверх положенного, оплачивается отдельно. В этот перечень сопровождение инвалидов по зрению не входит, а сопровождать слепого в свое рабочее время соцработник не может. К тому же компенсацию может получать только не работающий, то есть совместительство невозможно.

- Неправильно это как-то...
- Законом определено, не нам отменять.

- А ждет ли нас, стариков, какая-нибудь прибавка к пенсии в связи с резким подорожанием продуктов?

- Да. Правительство России сейчас рассматривает возможности увеличения размеров пенсии с первого декабря этого года. Кроме того, Правительство Татарстана рассматривает возможность увеличения размеров социальных выплат.

Не успевает Айрат Радинович распрощаться с настойчивой пенсионеркой, как телефон снова звонит.

- Здравствуйте, это министр?
- Так точно.

- Это вам Гульнара из Казани звонит. Какой сейчас размер пособия официального безработного? Дело в том, что пока я работаю, но в ближайшее время вполне могу остаться без работы.

- Размер пособия по безработице зависит от причин незанятости гражданина, при этом минимальный размер пособия - семьсот двадцать рублей, максимальный - две тысячи восемьсот восемьдесят рублей. Думаю, человека работающего такие деньги вряд ли устроят. Было время, когда уволенные, например, по сокращению некоторое время получали очень неплохие деньги. Теперь, увы, быть безработным невыгодно.

Следующую дозвонившуюся, мать двоих детей из Казани, интересует возможность переобучения другой профессии.

- По образованию я - учитель биологии, - рассказывает она. - У меня заканчивается декретный отпуск по уходу за вторым малышом, но выходить на работу по прежней специальности я не хочу - уж слишком мало учителям платят. Разве можно растить двоих детей на две тысячи рублей? Вы не подскажете, куда мне можно обратиться для переподготовки?

- А кем вы хотели бы работать?
- Пока не знаю.

- Тогда вам есть смысл обратиться в районный центр занятости по поводу поиска работы. В каком районе вы живете?

- В Авиастроительном.

- У вас неплохой центр, там работают психологи, профориентаторы, которые помогут определиться в выборе будущей профессии, чтобы она вам и по способностям подходила, и по зарплате устраивала. Когда определитесь с выбором, получите возможность курсового обучения новой профессии. Только имейте в виду - переучиваться бесплатно, да еще и получая при этом стипендию, можно только один раз, так что отнеситесь к выбору серьезно. Например, сейчас один из самых популярных - курсы обучения компьютерной грамотности. Только пенсионеров в очереди записано уже более шестисот человек...

- Спасибо, я подумаю.
Следующее обращение из Буинска.

- Мы работаем в так называемой дубляжной газете - основная, "Байрак", у нас выходит на татарском языке, а русская версия - в переводе, - говорит сотрудница буинской газеты. - И разница в зарплате между журналистами и техническими работниками очень большая - около двенадцати-тринадцати тысяч рублей.

- Ну, думаю, это правильно, что журналисты больше получают. Все-таки эта часть редакционного коллектива основная.

- Но не настолько же...

- Вопрос, честно говоря, не совсем по адресу... Но я обещаю вам передать его главе "Татмедиа", думаю, он даст вам полный ответ.

Жительницу Набережных Челнов Гамиру Давлетшину интересуют долги по зарплате в масштабах Татарстана.

- Вы в министрах уже четвертый месяц, - напоминает она. - Снизились ли размеры задолженности по заработной плате за время вашего руководства?

- Сказать, что за четыре месяца моей работы в этой должности мы все исправили, пока нельзя. Долги по зарплате - величина "плавающая", они то снижаются, то вновь возрастают. Только за это время они несколько раз поднимались и снижались - в пределах от шести до пятнадцати миллионов рублей. По состоянию на начало октября в должниках числятся четырнадцать предприятий республики с общим долгом в двенадцать с лишним миллионов рублей. Величина задолженности по заработной плате напрямую зависит от числа предприятий, находящихся в стадии банкротства, от сезона. Вот такой пример. Лето, как правило, сезон массового строительства. В условиях нынешней конкуренции некоторые строители берутся за работу, даже если им не гарантируют своевременной оплаты. Потом, понятно, с ними вовремя не рассчитываются, и это увеличивает сумму долгов по республике.

В этом году нами рассмотрено состояние семидесяти предприятий-должников, по одиннадцати из них материалы направлены в Управление Федеральной налоговой службы по РТ для инициирования процедуры несостоятельности.

- Здравствуйте. Вопрос есть к Айрату Радиновичу...
- Слушаю вас внимательно.

- Валентина Ахтямова из Казани вас беспокоит. Айрат Радинович, сейчас много говорят о том, что минимальная оплата труда стала выше - с 1100 поднялась до 2300 рублей. А еще какие-то изменения в трудовом законодательстве, касающиеся бюджетников, есть?

- Не буду рекомендовать вам читать законодательство, попробую сказать в нескольких словах. У некоторых бюджетников такое повышение автоматически приводит к повышению оклада. Но все надбавки, доплаты и премии, не входившие раньше в состав МРОТ, теперь учитываются.

- Так мы выиграем или останемся на том же уровне?

- Возможно, сначала зарплата увеличится не так существенно, как хотелось бы. Зато при последующих повышениях, а они обязательно будут, прибавка будет более ощутимой.

- А тарифную сетку пересматривать будут - в сторону увеличения окладов, конечно?

- Тарифную сетку пока повышать не собираются. Увеличивать зарплату предполагается иначе. В сентябре Правительство России приняло постановление, согласно которому федеральным бюджетным учреждениям будет разрешено устанавливать численность работающих и размер их заработной платы по своему усмотрению самостоятельно. У нас в республике тоже ведется соответствующая работа по переходу на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы.

Единая тарифная сетка, на мой взгляд, мало стимулирует работающего на конечный результат - как бы ни работал, все равно одну и ту же сумму получаешь. К тому же средств в бюджете на то, чтобы поднять оклады по тарифной сетке сразу всем бюджетникам, еще нет. Перераспределение средств - пока оптимальный выход.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости