О комдиве Ахтяме Бахтизине я впервые услышал в канун 60-летия Победы на открытии в Казанском Кремле Музея Великой Отечественной войны. Здесь ему посвящена отдельная, постоянно действующая экспозиция. Представленные на ней документы призваны убедить: Героем с большой буквы Бахтизин стал задолго до "роковых сороковых".
Недавно судьба свела меня с дочерью этого талантливого военачальника. Луиза Ахтямовна принесла в редакцию старые семейные фотографии. Повод для нашей встречи оказался весьма солидным - в начале этого года Бахтизину исполнилось бы сто лет. Почти семь из них, с 1927 по 1933 год, Ахтям Мусалимович был одним из руководителей Татаро-башкирской военной школы имени ТатЦИКа.
Луиза Бахтизина бережно хранит воспоминания друга и сослуживца отца - полковника в отставке Нугумана Фаршатова. Эти пожелтевшие от времени рукописи - самое бесценное для пожилой женщины свидетельство о ее замечательном отце. Фаршатов в своих записях отметил: "Не зря над воротами Киртопольских казарм долго красовались слова: "Кузница красных командиров". За воротами Татаро-башкирской школы получили закалку прославившие себя на всю страну генералы Максютов, Сафиуллин, Булатов, Шаймуратов, Герой Советского Союза Кусимов. Тысячу дней командовал здесь учебным батальоном Ахтям Бахтизин, подготовив более полутора тысяч младших и старших командиров, этих мастеров ближнего боя. В ходе Великой Отечественной многие из них стали отличными бойцами. Бахтизинский учебный батальон неизменно был образцом для других. Сам Бахтизин, виртуозно владевший военным делом, служил ярким примером для своих подчиненных".
Жизнь Бахтизина достойна романа: он прошел путь от рядового солдата царской армии до полковника, командующего 323-й стрелковой дивизии Красной Армии. Унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка, он был участником еще и Первой мировой войны, в которой показал себя храбрым и отважным воином, удостоившись высшей государственной награды - Георгиевского ордена всех четырех степеней и именного оружия.
А родился Бахтизин в бедной татарской семье в деревне Верхнее Аташево в Башкирии. Летом пас скот, зимой учился в медресе. В пятнадцать лет ушел на заработки, был коногоном на шахтах в далеком Черемхове, что под Иркутском. Вечерами нянчил детей хозяина шахты, выполнял мелкую работу по дому.
Когда Ахтям получил квалификацию забойщика, в его судьбе произошел крутой поворот - хозяин, приписав ему два года, отправил вместо своего сына в армию. Высокий черноволосый красавец Ахтям был определен в лейб-гвардию, одно время даже охранял царские покои.
С 1917 года Бахтизин - активный участник революционного движения в армии, член полкового комитета. Излечившись после тяжелого ранения, он получает направление в Уфу, в школу военных инструкторов. Летом 1918-го Ахтям приезжает в родную деревню и организует партизанский отряд, который осенью влился в войско Александра Чеверева. За освобождение Ижевска Бахтизин и другие партизанские руководители были награждены орденами Красного Знамени.
С приходом регулярной Красной Армии из партизанских отрядов был сформирован 247-й стрелковый полк 28-й дивизии под командованием Владимира Азина. В составе этого легендарного соединения Бахтизин воевал на многих фронтах Гражданской войны. В 1922 году он стал слушателем Высшей военной школы в Киеве, затем воевал с басмачами в Узбекистане. После окончания высших офицерских курсов "Выстрел" Бахтизина назначили командиром учебного батальона Приволжского военного округа. В 1938-м принимал участие в боях на озере Хасан, был ранен. А во время финской компании командовал полком. После тяжелого ранения был уволен в запас.
- Великая Отечественная застала нашу семью в Курске, - рассказывает Луиза Ахтямовна. - Отец отправил нас с мамой в Белебей. Сам он к тому времени был инвалидом, но, несмотря на это, рвался на фронт и заветного штампа "Годен" все-таки добился!
Сначала Бахтизин служил в группе контроля Верховного Главнокомандования. В 1943 году после настойчивых просьб был направлен в действующую армию командиром 323-й стрелковой дивизии. Воевал на Орловщине, освобождал город Карачев, где сегодня открыт музей его имени.
Луиза Бахтизина вспоминает:
- Мне было четыре года, когда он погиб. Мама рассказывала: наказав меня за какую-то провинность, она оставила меня дома одну, и похоронку первой получила я. Вскрыла толстый конверт, и из него посыпались фотографии. Я удивленно рассматривала отца, лежащего с закрытыми глазами среди венков.
...Машина Бахтизина подорвалась на мине, когда дивизия вступала в освобожденный ею Карачев. Узнав о гибели отца, старший сын Бахтизина Владилен ушел добровольцем на фронт. Было ему тогда семнадцать.