
После назначения Мельниковой директором колхоза, ныне ООО имени Мичурина в поселке с таким же названием Лениногорского района, от избы к избе поползли пересуды. Одни не скрывали радости, другие недоумевали: зачем Нине Владимировне хомут на шею, что заставило ее возглавить обнищавшее, все в долгах как шелках хозяйство?
Об этом при встрече первым делом я и спросил Нину Владимировну.
- Садриев уговорил, - с улыбкой ответила она, - глава нашего Лениногорского района. Он словно дожидался, когда вырастут и станут самостоятельными трое моих сыновей. А потом начал уговаривать: дескать, теперь у тебя есть время, чтобы колхоз на ноги поставить. Ведь Исхак Аюпович когда-то сам его возглавлял, при нем хозяйство было крепким. А потом оно вдруг занедужило, и ему это видеть было очень больно...
Нина Владимировна хорошо помнит свой первый рабочий день за директорским столом. За окном еще не рассеялся сумрак раннего осеннего утра, а она уже часа два как была на месте, размышляла, с чего начать, какие проблемы решать в первую очередь. За дверью в приемной усилился гомон - это народ на планерку собрался. Мельникова вышла людям навстречу. А когда те, в основном представители мужского пола, шумно ввалились в кабинет, обдав директора хмельным перегаром, Нина Владимировна прерывисто вздохнула и вдруг спросила:
- Ответьте-ка, кто перед вами сидит?
- Ну, как кто? - опешили мужики. - Вы - наш новый директор...
- Правильно. Но я не только директор, а еще и женщина. А вы небритые, неопрятные, многие после вчерашнего кутежа... Давайте-ка приведите себя в порядок, а вечером опять встретимся. И чтобы никто с запахом спиртного на планерку больше не являлся. Уличу - тут же уволю.
- И с кем тогда работать останетесь? - буркнул один из бригадиров.
- Найду с кем, - бросила ему в ответ Мельникова.
Однако в душе слегка запаниковала: а вдруг действительно никого не останется? Но потом сама же себя и одернула: нечего раньше времени в панику впадать. И тут же отправилась осматривать подворье, которым заведовал Ананьич.
- Мне нужен хороший экономист, - обратилась к нему Мельникова. - А ты в этом, я слышала, хорошо разбираешься. Так, может, пойдешь?
- Но ты ж, Владимировна, слабость мою знаешь, - смущенно щелкнул Ананьич по своему кадыку, - поэтому я в хозяйстве на разных работах, как бы на подхвате.
- Так завязывай с этим, закодируйся, что ли! Человеком будешь.
В глазах Ананьича мелькнула надежда, и он нерешительно, словно самому себе, ответил:
- Может, и правда получится с пьянкой завязать, она мне уже самому надоела.
Получилось не только у Ананьича. Кое-кого Нина Владимировна сама возила к врачам, чтобы излечить от пьянства. Конечно, очень трудно было ей на первых порах. Когда осматривала обветшавшие фермы с худыми крышами, криво висящими на петлях дверями, когда видела давно отработавшую свой срок технику на машинном дворе, с тоской думала: ни за что уже не поднять такое убогое хозяйство. А ведь до страды рукой подать. Но недаром говорят: глаза боятся, а руки делают.
На счастье в хозяйстве оказалось несколько десятков бычков, уже почти откормленных до необходимых сдаточных размеров. Быстро добавив им еще веса и выгодно продав животных, на вырученные деньги Мельникова приобрела запчасти, минеральные удобрения. Одновременно новый директор ввела строгую дисциплину и жесточайшую экономию во всех производственных подразделениях. Не всем новые порядки пришлись по нраву. Один тракторист, к примеру, израсходовал горючего значительно больше, чем требовалось. Когда же ему сделали замечание, беспечно махнул рукой:
- Спишите, первый раз, что ли, такое!
- Может, и не первый, но зато последний, - с нажимом сказала Нина Владимировна, - и я приложу к этому максимум усилий, используя, если потребуется, и штрафные санкции.
- Со штрафами-то поаккуратней, - в голосе механизатора мелькнула агрессия, - а то...
- А то что? - перебил его чей-то молодой голос за спиной Мельниковой. Обернувшись, она увидела бывшего своего ученика, а теперь успешного земледельца Айрата Зайнакова.
Вот на него, а также на его брата Рустама, на Агдаса Мифтахова, работающего водителем, на доярку Минзилю Аюпову и многих других, кого когда-то учила педагог Мельникова, теперь стала опираться директор Мельникова.
Выросла Нина Владимировна в семье тружеников овощеводческого совхоза во Владимирской области. С детства мечтала стать учительницей. И поступила после окончания школы в педагогическое училище. Получив при распределении возможность выбора, остановилась на Поволжье, на Татарстане. Так молодая учительница начальных классов стала жить и работать в поселке имени Мичурина Лениногорского района. В 27 лет Мельникова возглавила поселковую школу, затем была избрана земляками председателем местного сельского Совета.
Прошла Нина Владимировна в этой должности суровую школу хозяйствования. Денег ни на что практически не хватало, а заморочек разных во вверенных ей населенных пунктах было выше головы. Тем не менее Мельникова успешно завершила газификацию, проложила новые дороги, отремонтировала водопровод. Не напрасно односельчане рассчитывали на ее инициативность, умение находить нестандартные решения трудных задач. А ведь Нина Владимировна в это время была еще и матерью двоих детей, а также получала заочно высшее образование.
Теперь в какой уголок хозяйства Мельниковой ни заглянешь, везде чувствуется умеющая считать и правильно расходовать средства рука. Об этом свидетельствует и смонтированный на ферме котел для отопления животноводческих помещений, позволивший значительно сократить расход электроэнергии, и прописавшийся на полях кормовой многолетний козлятник, и модернизация технологических процессов в производственных подразделениях, и новые эффективные приемы организации труда. Благодаря хватке, умению понимать людей, поддерживать новое и прогрессивное в сельском хозяйстве всего лишь за два года Мельникова сумела погасить долги и вывести отстающее хозяйство в передовые по производству молока и мяса.
Не мудрено, что начали возвращаться на работу в хозяйство те, кто покинул его в трудные времена. Среди них, например, опытные рабочие Ю.Рыбаков и М.Григорьев. Неожиданно в местных мужиках проснулась крестьянская смекалка, и они стали активно помогать Нине Владимировне поднимать предприятие. Механизатор Н.Волков исхитрился изготовить буквально из металлолома чудо-агрегат, представляющий собой что-то среднее между колесным трактором и самолетом, и это "ноу-хау" исправно перевозит корма, прочие грузы.
А сколько идей и планов у Нины Владимировны! Например, есть задумка построить пилораму и магазин, которые обеспечили бы хозяйству дополнительную прибыль. Имеется у отличника народного образования, лауреата престижной международной премии за экономические достижения Мельниковой и еще один потаенный замысел - мечтает она увидеть цветущим старый, заброшенный фруктовый сад. И чтобы весь поселок имени Мичурина стал зеленым, чтобы утопал он по весне в яблоневом цвету.