Горожан не волнуют сельские проблемы до тех пор, пока они не отразятся на обеденных столах и кошельках. Или пока не случится что-нибудь из ряда вон вроде смертельно опасной массовой инфекции в Германии. Источник «огуречной» эпидемии до сих пор не установлен, но уже в четверг Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию овощей из стран Евросоюза. Остаемся без витаминов?
ГРАНИЦЫ ЗАКРЫТЫ, НО ВОПРОС ОТКРЫТ
Импортные овощи и фрукты до последнего времени занимали на российском рынке около 56 процентов. Правда, по данным ассоциации «Теплицы России», тепличную продукцию из Германиив нашу страну не привозят вообще, очень мало импортируется и испанских томатов. В целом доля всей поставляемой Евросоюзом овощной продукции не превышает 20 процентов.
Татарстан - не исключение. Основные экспортеры овощей в республику - Голландия, Китай и Турция. Выходит, запрет на импорт овощей из Европы дефицитом витаминов не грозит? Не будем торопиться с выводами. Азиатские помидоры и огурцы, как выясняется, - продукт далеко не всегда качественный. Слухи о напичканных удобрениями и нитратами заморских овощах соответствуют действительности?
«БЕЗ УДОБРЕНИЙ НИЧЕГО НЕ РАСТЕТ»
- Без удобрений во всем мире вообще ничего не растет, - огорошил меня генеральный директор единственного в республике тепличного комбината «Майский» Ильшат Ганиев. - Любое растение растет благодаря минеральным удобрениям. Да, есть органика, но она в «первозданном виде» растениями не используется. Свежий навоз? Это тоже нитраты. А перепрев, навоз становится удобрением - той же органикой, но разложившейся на минеральные элементы, которые и потребляет растение.
Овощи из азиатских стран могут быть опасны по другим причинам. Там, где нет зимы, овощеводам, чтобы избавить растения от вредителей, приходится применять много ядохимикатов. За один сезон специалисты вынуждены делать 15 и более химобработок.
А потом помидоры и огурцы, выращенные таким способом, везут на рынки других стран. На транспортировку уходит около двух недель. Словом, до прилавка добираются уже «овощные трупы». Не случайно дорога в европейские страны таким «витаминам» заказана. А в Россию - можно!
- Я не преувеличиваю, - утверждает Ильшат Ганиев. - Огурец, например, начинает разлагаться через пять дней, на седьмой день это уже мертвый продукт. От него нет никакой пользы, только вред.
Как отличить мертвый огурец от живого? Если на разрезе он белый - значит, пациент определенно мертв, если зеленоватый - то живой.
В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТУПИКЕ
Если бы отечественное тепличное хозяйство оставалось как минимум на уровне советского периода, перспектива употреблять в пищу мертвые огурцы и помидоры россиянам бы точно не грозила. Отрасль, занимавшаяся выращиванием овощей в закрытом грунте, в СССР динамично развивалась вплоть до перестроечных лет. Увы, с тех пор разорилось и прекратило существование каждое второе тепличное хозяйство.
Сегодня тепличное хозяйство России - это лишь 1840 гектаров (против 6100 га советского периода) защищенного грунта. Действуют около 200 тепличных комплексов, которые изношены на 80 процентов. Почти все они морально устарели.
На смену старым теплицам должны прийти новые конструкции, которые намного выгоднее в экономическом плане. Но на какие деньги прикажете вести реконструкцию и строительство, если из того пирога, который удается заработать тепличным предприятиям, 35 процентов отрезается энергетикам?
Как считает президент ассоциации «Теплицы России» Виктор Семенов, из энергетического тупика не выйти без помощи Правительства, которое могло бы создать «особые условия» поставки природного газа, электроэнергии, тепла и расчетов за их использование, снизить цены за присоединение новых объектов к источникам энерго и газоснабжения. Кстати, Минсельхозом России при участии ассоциации уже разработан проект программы развития овощеводства, которая предполагает выделение из федерального бюджета около 100 млрд. руб., предоставление субсидий на приобретение энергоносителей и ряд других мер. Однако и этого, по мнению тепличников, недостаточно для восстановления отрасли.
Татарстан не обошли стороной общероссийские проблемы. Как везде, у нас разрушались теплицы, закрывались овощеводческие комплексы. Например, прекратил существование крупный комбинат «Весенний» в Набережных Челнах. И все же развитие овощеводства защищенного грунта в республике находится на самом высоком уровне в России. Почему?
Потому, что у нас сохранился тепличный комбинат «Майский», который к тому же является не просто единственным в своем роде в Татарстане, но и самым крупным в России, одним из лучших в Европе. Он успешно конкурирует даже с предприятиями Голландии - родиной тепличного овощеводства. А по урожайности, культуре производства наши специалисты не только сравнялись, но и превзошли лучших голландских коллег. Как им это удалось? Как считает глава аграрного ведомства Марат Ахметов, - благодаря грамотному руководству.
В «Майском» не ждали милости от федерального правительства, начали избавляться от «советских» теплиц и сооружать новые оснащенные самым современным оборудованием, в основном отечественного производства. Сегодня на комбинате 12 га новых теплиц. Энергопотребление в них ниже, чем в прежних, на 40 процентов, а производительность труда, урожайность - выше более чем в два раза.
Тепличное производство - дело энергозатратное, поэтому на комбинате в 2010 году приступили к строительству энергоцентра - собственного альтернативного поставщика электро- и тепловой энергии. В условиях постоянного повышения тарифов на электроэнергию, поставляемую магистральными сетями, это хоть немного, но позволит удерживать рост себестоимости продукции.
КТО КОМУ ДОЛЖЕН?
Но как бы наши ни экономили, импортные овощи пока все равно дешевле российских. А отечественный покупатель, приходя в магазин, в первую очередь смотрит на цену.
Почему же заморские помидоры дешевле наших, несмотря на огромные транспортные расходы?
- Да они сами должны нам деньги платить за то, что мы потребляем их овощи, непригодные для пищи, - считают отечественные овощеводы. - Им проще продать овощи по низкой цене, чем просто выбросить.
Года полтора назад в Татарстан приезжал замминистра сельского хозяйства одного из государств, поставляющих на наш рынок те самые мертвые огурцы и помидоры. Местный овощевод не выдержал, спросил: «Почему вы травите наших детей небезопасной продукцией?». Как ни странно, никто в представительной делегации постановке вопроса не удивился. Согласно покивали головами и уехали. А сомнительных овощей после этого на рынке меньше не стало.
Действительно, какое дело чужому государству, чужим бизнесменам до наших детей? Это их бизнес и их деньги. А есть или не есть, что есть и на чем экономить - личное дело каждого.