Получить жилье помогает закон

В последнее время можно услышать высказывания о том, что дальнейшее действие республиканского Закона "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" может оказаться под вопросом, поскольку уже разворачивается программа социальной ипотеки. В качестве доводов приводятся также факты невыполнения застройщиками-партнерами Объединения молодежного строительства РТ своих обязательств, вызвавшие жалобы казанских молодых семей.


Являются ли эти, безусловно, недопустимые факты достаточным основанием для того, чтобы поставить под сомнение действие данного закона? Не думаю. Есть уже конкретные результаты, которые говорят в его пользу.


Наша справка


Закон РТ "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" действует с 1997 года. За эти девять лет совокупный объем фондов, используемых в рамках закона, составил 950 миллионов рублей, из них средств бюджета РТ - 244 миллиона рублей. Таким образом, на каждый рубль, выделенный из республиканского бюджета, привлечено дополнительно 3 рубля. В частности, 186 миллионов - средства местных бюджетов, 175 миллионов - возвращенные и реинвестированные средства (в том числе за счет субсидий из бюджета РФ), 320 миллионов - средства самих молодых семей, 25 миллионов - средства предприятий. Благодаря закону государственная поддержка в приобретении жилья оказана 2759 молодым семьям. 743 семьи получили субсидии федерального бюджета по случаю рождения детей.


За конкретными примерами можно обратиться к опыту районов и городов Татарстана. В конце июня, в День молодежи, в Набережных Челнах заселились в свои квартиры 30 семей. Всего же за время действия закона в автограде улучшили свои жилищные условия 840 молодых семей. В Альметьевском районе в рамках закона получили государственную поддержку 147 молодых семей, в Нижнекамском - 313. Активность местной власти позволила достичь хороших результатов и в сельских районах. Так, в Сабинском районе решили свой жилищный вопрос 177 молодых семей, в Балтасинском - 109, Тукаевском - 77, Актанышском - 66.


Следует заметить, что четверть семей, которым закон помог решить проблему приобретения жилья, проживает в сельской местности. На селе этот механизм является одним из немногих доступных способов строительства индивидуального жилья при поддержке государства. Приведенные выше результаты достигнуты во многом благодаря особой форме взаимодействия сторон, участвующих в реализации закона.


За девять лет выстроена система работы с 40 городами и районами республики, основанная на трехсторонних договорах между местными органами самоуправления, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму и Объединением молодежного строительства РТ. При этом обеспечивается независимый учет финансирования по каждому городу и району, и все возвратные средства, поступающие от молодых семей в отдельном городе, остаются там же и реинвестируются в строительство жилья для следующих очередников. Этот механизм удобен, так как позволяет накапливать оборотный фонд, благодаря чему постоянно увеличивается число семей, получающих государственную поддержку. Важно то, что схема является прозрачной и понятной для всех ее участников.


Практически единственным исключением до недавнего времени была Казань, администрация которой не подписала трехсторонний договор. И именно в Казани возникла конфликтная ситуация, когда нерадивые застройщики обещали построить квартиры по фиксированной цене, но затем изменили своим обещаниям и потребовали значительного увеличения стоимости квадратного метра, нарушив при этом сроки сдачи.


Споры и разбирательства по этому поводу идут в судах второй год. Принципиальная позиция нашего министерства заключается в том, что мы настаиваем на выполнении застройщиками обязательств, касающихся цены квадратного метра. Они брали на себя обязательство передать жилье по цене 9550 рублей и, как мы считаем, должны его безоговорочно выполнить. А несовершенство законодательства, оставляющее лазейки для недобросовестных застройщиков, должно стать предметом внимания законодательной власти, контролирующих и правоохранительных органов. Следует сказать, что в Казани сейчас происходят изменения, которые, вне сомнения, будут способствовать дальнейшему развитию программы строительства жилья для молодежи. В июне с администрацией столицы подписан трехсторонний договор, согласно которому в городском бюджете впервые за все время существования программы предусмотрено на ее реализацию 15 миллионов рублей.


Эффективность Закона РТ "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" проверена годами, и накопленный опыт, безусловно, будет востребован при реализации в нашей республике федеральной целевой программы "Жилище". Согласно данным исследований, в Татарстане в улучшении жилищных условий нуждаются 60 тысяч молодых семей. Многие из них получают возможность участия в разворачивающейся программе социальной ипотеки, которая подкреплена большими финансовыми ресурсами и является высокоэффективным способом решения жилищной проблемы. Социальная ипотека и Закон РТ " О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" никоим образом друг другу не противоречат, механизмы их действия различны, каждый имеет свои достоинства, и это позволяет им успешно друг друга дополнять. О необходимости использования обеих программ говорил Президент РТ в марте этого года в послании Госсовету: "...в республике в дополнение к программе социальной ипотеки, аккумулируя средства федерального, республиканского, местных бюджетов, будет продолжена реализация специализированной республиканской программы обеспечения жильем молодых семей".


Закон РТ "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" - документ в своем роде уникальный. В Татарстан неоднократно приезжали делегации из других регионов для изучения нашего опыта. Надо заметить, что во многих промышленно развитых регионах аналогичные механизмы отсутствуют. Например, в Екатеринбурге в этом году лишь собираются внедрять устаревшую схему, согласно которой молодые люди будут работать на стройках в обмен на предоставление им небольшой части от возведенного ими жилья.


Считаю, что действие закона невозможно остановить без целого ряда негативных последствий. Так, в его реализации заинтересована местная власть. И отнять у нее это право сегодня, когда в Татарстане повышается роль местного самоуправления, было бы нелогично.


Еще более важным фактором является очередь из 23 тысяч молодых семей, принятых на учет. Часть из них уже преодолели тридцатилетний возрастной рубеж, но, согласно закону, сохраняют право на участие в программе. В обороте находятся большие средства, которые реально работают, постоянно идет возврат беспроцентных ссуд, выданных молодым семьям. С прекращением действия этого механизма исчезнет правовая основа для возврата средств, значительная часть которых имеет бюджетное происхождение.


Таким образом, прекратить действие закона не так просто, как может показаться. Закон, как один из инструментов решения жилищной проблемы, продолжает сохранять свое важное значение, а опыт, полученный при его реализации, еще предстоит оценить и использовать в новых условиях. При этом необходимо учесть и мнение самой молодежи - его выразила Молодежная общественная палата при Госсовете РТ, выступившая в поддержку закона.


Юсуп ЯКУБОВ.
Первый заместитель министра
по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости