Не просто Мария

На днях по приглашению гипермаркета "Книжный двор" и издательского дома "Город женщин" в Казань приезжала Мария Арбатова - писательница, драматург, психолог, телеведущая, политик, эксперт по PR.


Фото Андрея ТитоваТалант Марии Арбатовой ярок и многогранен. В ее писательской копилке 20 книг и 14 пьес, поставленных в России и за рубежом. Отдельная веха в творчестве Арбатовой - публицистика, всегда наполненная актуальными темами современности: "Век под знаменем феминизма", "Эротика и власть: кто кого...", "Новый русский человек на рандеву", "Законы должны защищать и проститутку" и т.д. Не менее интересна общественная и политическая деятельность писательницы. С 1991 года она руководила клубом психологической реабилитации женщин "Гармония", с 1996 года - "Клубом женщин, вмешивающихся в политику". Арбатова баллотировалась в Государственную Думу и в Уполномоченные по правам человека РФ. Кроме того, она известна как соведущая телепрограммы "Я сама", автор и ведущая радиопрограммы "Право быть собой".


Проблема феминизма - проблема денег

Не случайно на пресс-конференции в числе первых прозвучали следующие вопросы: "Когда вернетесь на телеэкран? Не планируете ли выпуск своей программы?"


- Я получаю много предложений от руководства телеканалов, - вынуждена была разочаровать собравшихся Мария Ивановна, - но сконцентрирована на том, что должна написать две книги и отстроить свою политическую организацию. А приступить к созданию новой программы - это все равно что начинать новый бизнес: строить заводик или ставить нефтяную вышку.


Аудитория, большинство которой составляли женщины-журналисты, в свою очередь, скорее всего, тоже разочаровала Арбатову отсутствием особого интереса к ее политической деятельности. Даже дежурный вопрос о параллели между феминизмом и лесбиянством ей не был задан. Потому об особенностях российского феминизма было сказано немного.


Напомним, что, по мнению Арбатовой, определение феминизма не привязано ни к полу, ни к возрасту, ни к стране. Оно укладывается в одну строчку Декларации прав человека, а именно: "Ни один человек не может быть дискриминирован по половой принадлежности". А женщины в России, считает Арбатова, дискриминированы, потому что не имеют адекватного представительства в эшелонах власти и не могут оказывать влияния на политические процессы. По закону "стеклянного потолка", через который нельзя пробраться наверх, женщины при социализме в солидную номенклатуру не допускались; на международные отделения вузов не принимались; в "новых русских", конвертирующих деньги в политические посты, превратиться не успели. Депутатская элита до сих пор избирается по патриархальной модели. По социологическим опросам, женщины входят в наиболее нежелательную группу претендентов на власть вместе с очень молодыми, очень старыми, очень богатыми и бывшей коммунистической номенклатурой. Потому феминистки - это те женщины, которых не устраивает придуманное мужчинами и отлитое в форму законов, обычаев и государственной политики стереотипное разделение мужских и женских ролей.


Сложившееся положение тем более обидно, что данные тестов, проведенных среди женщин-политиков, подтверждают: представительницы слабого пола настроены на делание чистой политики, приоритетным для них является не завоевание власти, а использование ее для улучшения жизни граждан. Скажем, в Скандинавских странах, где в парламенте около 50 процентов женщин, политика мало агрессивна и конструктивна, приоритетами в ней стали социальное благосостояние, детство, культура, экология.


Итак, российский феминизм сегодня - адекватное представительство в эшелонах власти. Но существует разница между так называемым официальным феминизмом и политической активностью "Клуба женщин, вмешивающихся в политику". За все время руководства общественно-политической организацией, утверждает Мария Арбатова, она не взяла ни одной копейки у Запада. С одной стороны, это многих отпугивает, и если заниматься феминизмом, ни у кого ничего не клянча, то шансы получить новые гранты сокращаются. С другой, это делает позицию Арбатовой более независимой, начиная с ужасной, по ее словам, истории, когда все, вплоть до "солдатских матерей", должны были прогнуться под Запад и сказать, что с Чечней надо вести переговоры, притом что реально там не было ни одной фигуры, с которой можно договориться.


"Проблема феминизма - проблема денег", - резюмировала гостья. Есть у вас денежный кран - наливаете партию, фракцию в Госдуме, региональные отделения. Нет - значит, налогами, которые платят женщины, будут распоряжаться мужчины. Решения, как распределить бюджет, по-прежнему будут приниматься в банях.


Тем не менее, несмотря на трудности прихода женщин в политику с помощью "Клуба женщин...", Арбатова думает о выборах в Госдуму РФ 2007 года. "Главная феминистка России" возлагает надежды на женский электорат страны, он на 9,5 миллиона больше мужского и старше на 8-10 лет.


Любовь нечаянно не нагрянет...

Некоторые участники пресс-конференции, подобно писательнице Виктории Токаревой, изучали Марию Ивановну "с этнографическим интересом". Муж есть? Дети есть? Книги печатаются? Зачем ей общественная активность? Возможно, кто-то задумался и о своей способности вмешиваться в российскую политику. Иначе бы, наверное, не прозвучал вопрос: "Как побеждать на выборах при невысоком уровне российских политтехнологов?"


Арбатова не согласилась с низкой оценкой. Половина губернаторских выборов в США, сказала она, делается российскими специалистами по пиару. Спрос на них очень высок. Потому что условия, в которых они овладевали азами профессии, были далеки от идеальных. Зато теперь наши политтехнологи умеют все: "варить суп из топора, утюг соединить с чайником и получить из этого компьютер". Штат некоторых PR-агентств может достигать двух тысяч человек. Наконец: "Если бы вы знали, какие у них зарплаты", - был последний аргумент, возможно, самый весомый.


Заодно Мария Ивановна подняла престиж российских психоаналитиков. Среди наших соотечественниц, сказала она, бытует мнение, что душу вылечит подружка. Нельзя допускать такого безобразного отношения к своей психике. Не рискуем же мы сами себе вырезать аппендицит. Выяснилось, что у русского психоанализа более давняя история, чем принято считать. Особо заинтересовавшимся Арбатова посоветовала обратиться к книге А.Эткинда "Эрос невозможного. История психоанализа в России" и узнать, как самобытное явление разрушили в начале ХХ века и как затем восстановили.


"Вы рано вышли замуж, в 18 лет, и уже в 20 стали мамой сразу двух мальчиков. Как вам удалось реализовать себя?" - неподдельное восхищение звучало в голосе юной тележурналистки, задавшей этот вопрос.


- Ничего исключительно героического в моем случае нет, - охладила ее восторг Арбатова. И доказала это цифрами. У нас 90 процентов работающих женщин в пяти поколениях - такого минимума домохозяек, как в нашей стране, мало где сыщешь. Среднестатистическая россиянка имеет в полтора раза больший доход, чем среднестатистический россиянин. Три четверти детей страны растут благодаря кошелькам своих мам. Только 12 процентов мужчин после развода платят алименты. Поэтому, когда девочкам внушают: будь покорной женой, и о тебе позаботятся, их обманывают.


- А как же любовь?


- Нечаянно она не нагрянет, - развеяла очередную иллюзию Арбатова.


Доверьте семейный бюджет мужчине

Разговор плавно перетек в оккультное русло. (Недаром один из ее мужей был этнографом, "дальневосточным Кастанедой".) Оказывается, чтобы любить, прежде всего нужна энергия. Если она уходит на чувство виновности и тревожности, от женщины идет другой сигнал, и в ауру любви попасть невозможно. "Как шла, такой и подошел" - формулируется данная закономерность. Но и в состоявшихся отношениях нужно продолжать заботиться об энергопотенциале. Если в одном из партнеров "не та сила тока" - увлеченность друг другом хиреет. Сама Арбатова на непризнанных гениев давно не реагирует, только на социально успешных мужчин. Потому что это качество, исходит она из своего богатого опыта, сочетается с чувством ответственности за ближних. Вероятно, последний гражданский муж гостьи (индус, финансовый аналитик) соответствует этим высоким критериям.


Многое из того, что утверждала Мария Арбатова на пресс-конференции, представлялось спорным. Например, мысль о том, что легализация проституции гармонизирует общество и гарантирует гражданам эпидемиологическую защищенность. Что полиандрия (наличие нескольких мужей) более естественна, чем полигамия. Завышенным показался и процент людей, ориентированных нетрадиционно (по словам Арбатовой, 10 процентов людей идентифицируют себя с гомосексуалистами). Однако формат пресс-конференции не предполагал дискуссий с приглашенной знаменитостью. Бесспорным было одно: за последние 15 лет мы, россияне, прошли через такое количество социальных трансформаций, сколько другие народы переживают за сто. Общество и люди настолько изменились, вписываясь в рынок, что у всех голова идет кругом от обилия новых проблем и социальных феноменов. Анализировать все это разнообразие и вырабатывать свою точку зрения помогают встречи с личностями, подобными Марии Арбатовой, умными, талантливыми, социально активными, парадоксально мыслящими. "Доверьте семейный бюджет мужчине" - что можно возразить против ее незамысловатого аргумента, убеждающего в целесообразности женского присутствия в политике?


Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости