В былые советские времена наши соседи были почти членами нашей семьи. Они всегда обо всем знали, участвовали в решении семейных проблем, помогали поднимать детей. Бывало нередко и так, что близкие соседи превращались в главных врагов. Но без соседей в те годы наша жизнь была практически невозможной. Однако с приходом рынка многое изменилось. Люди замкнулись, стали менее общительными, да и соседи для многих из нас потеряли свою "актуальность". Появились коттеджи... Но вопрос все-таки остался: ваш сосед - он друг или враг?
Вячеслав Данилов, служащий (г. Чистополь): Я бы не ставил вопрос так радикально и не советовал делить людей, тем более соседей, которых, как говорится, не выбирают, на друзей и врагов. Ведь отношения с ними будут такими, какими построим их сами. Мне довелось жить с соседями как в большом, так и в провинциальном городах. Так вот в Казани с соседями, проживающими на одной лестничной клетке, только здоровался. Больше и говорить было не о чем. В малом же городке соседи нечто большее, они все хотят знать и, по возможности, принимать активное участие в твоей жизни. К сожалению, вначале судьба мне, тоже небезгрешному, подарила соседей-выпивох, которые после моего же угощения могли опустошить мой холодильник и даже прихватить вещи. Сегодня, когда спиртное и подобные "друзья" оставлены за бортом, пришел к твердому убеждению, что отношения с соседями как по квартире, так и гаражу должны быть ровными, независимыми, в лучшем случае дружелюбными, приятельскими.
Виталий Корсаков, заместитель председателя профкома КамАЗа (Набережные Челны): Соседи для меня - не просто друзья, почти родственники. Даже Новый год встречаем вместе. Ключи от квартир друг другу доверяем. Возможно, такие близкие отношения с соседями связаны с тем, что я живу в пятиэтажке. Атмосфера в нашем подъезде - как на сельской улице. Квартир всего 15. Число почти оптимальное: общеизвестно, что согласно законам психологии люди чувствуют себя наиболее комфортно в группе из 8-12 человек. Будь в подъезде квартир 35-40, как в высотных домах, и, наверное, разобщенность, от которой один шаг до неприязни между жильцами, стала бы возникать по объективным причинам.
Гульнара Калимуллина, менеджер (Елабуга): Там, где я жила раньше, многие соседи были как родственники, хотя общалась я не со всеми. Переехав на новое место, ощутила, что ММ, холодок по отношению к себе со стороны некоторых. Я думаю, каждый подъезд - своего рода космический корабль, "запущенный" в длительный полет. Есть совместимость "экипажа" - все будет нормально, нет - живущие бок о бок люди найдут к чему придраться. И потом, я думаю, есть такой психологический фактор: люди жили десятилетиями, и тут въезжает кто-то новый, и это воспринимается как вторжение, а он - как чужак в коллективе. Молодежь, например, вносит беспокойство для пожилых или зрелых людей. В любом случае я считаю, нельзя разводить вражду. Можно поменять отношение, придя, скажем, с тортиком к соседке, с которой поругались. Может, и вражда после этого исчезнет? Но для этого надо потрудиться внутренне.
Галина Белоусова, учитель (Казань): Мне с соседями сначала "повезло". Поселилась через стенку молодая красивая женщина, глаз не оторвать. Всегда здоровается, улыбается. Ну, думаю, в новой квартире буду жить без проблем. Но радовалась рано. Женщина, как оказалось, работала в казино. Поклонников - море, все спешили под любым предлогом заглянуть к ней в гости, даже без приглашения, даже ночью. Моя соседка их в квартиру не пускала, так они по ночам барабанили в двери, трезвонили во все звонки подряд, орали и кричали. А у нас еще и имена были одинаковые. Они приходят, спрашивают первую бабулю на лавочке: "Где Галина живет?", та и называет номер моей квартиры. Представляете, сколько гостей ошибались дверьми? И вы представляете реакцию моего мужа? Через год моя соседка вышла замуж, больше никто к ней в гости не ломится, на площадке у нас спокойно. Однако дружеских отношений с ней так установить и не удалось. Как вспомню те бурные ночи, так все желание общаться пропадает...