Когда и жизнь не мед, а в доме счастье

Есть люди, общаясь с которыми, хочется быть чище, лучше, хочется быть хоть немного похожими на них. Пожалуй, в Верхнем Услоне именно к таким следует отнести супругов Горбуновых -Дмитрия Никандровича и Елизавету Алексеевну. Более сорока лет они вместе, вырастили троих детей.


Далекий тридцать шестой. Кузнечихинский район, деревня Чув. Бурнаево. В семье Горбуновых родился четвертый ребенок. Назвали Митькой. Жили более чем бедно, хотя и мать, и отец работали от зари до зари. От лебеды, коновика и крапивы пухли животы. Одежонки почти никакой, донашивали обноски от старших. Старенькие лапотки были самой ходовой обувью не только в чувашских, но и русских, татарских деревнях.


Началась война. Никандр Васильевич, отец Мити, ушел на фронт. Митя рано впрягся в работу. Старшие трое тоже работали. Отец пришел в сорок шестом - больной, израненный.


- Мы пахали, сеяли, возили дрова, зерно, удобрения на поля, - вспоминает Дмитрий Никандрович. - На быках, коровах, лошадках. В пять утра уже на ногах. Хороших, крепких лошадей забрали на фронт, а хромые, одноглазые, больные работали в тылу. Труднее всего было управляться с быками. Это такая скотина, что если упрется - не свернешь, побежит - не догонишь. Мне дали самого смирного бычка. А самым большим постоянным желанием в те годы было, помнится, досыта поесть хлеба и выспаться...


Учиться он пошел в девять лет. А с пятого класса стал еще и возчиком колхоза. Учеба давалась легко, а помогать семье уже привык. За учебу и работу в колхозе дважды премировали: один раз двумя килограммами пряников, а другой - фуражкой. Нетрудно себе представить его радость. А еще Дмитрий Горбунов полюбил спорт. До сего времени хранит он похвальную грамоту за победу в лыжных соревнованиях на приз газеты "Пионерская правда".


Хотя и трудно жили, а тяга к учебе была сильной. Родители решили: пусть учится. И вот уже он ученик сыхтерминской средней школы. Аттестат получил, а в октябре прислали повестку в армию.


- Нас из деревни сразу трое уходили служить, - говорит Горбунов. - Вся деревня провожала. Мама, сестренки были рядом, девушка вышитый платок подарила. Но печальнее всего было с конем расставаться. До райцентра на нем ехал. А он будто понимал, что разлука надолго предстоит: так грустно смотрел на меня, что до сего дня памятен мне этот преданный взгляд. Девушка замуж вышла, не дождалась. Да, наверное, и к лучшему. Иначе бы я свою Лизу не встретил...


Поезд вез новобранцев на запад. За окном замелькали украинские белые хаты. И вот он, город Бердичев. Дмитрий попал в батальон связи, но когда объявили набор на водителей, сразу записался. Это и был первый шаг к будущей профессии. В ту ночь он, младший сержант, вел своих солдат из кино в казармы. Заснуть не успели: объявили боевую тревогу.


К его машине "ГАЗ-63" прицепили кухню, в кузов спешно погрузили продукты. Предстоял cрочный марш-бросок в Венгрию на подавление вспыхнувшего там мятежа. Трое суток без сна, без отдыха колонна машин, танков двигалась к границе.


- Потери были уже в пути, - вспоминает Горбунов, - солдатики не выдерживали, засыпали за рулем, и тогда машина летела в кювет, под овраг, под мост... Мне повезло. Отказали тормоза, ехал на ручном. На третий день пересадили на "БТР-40". В кузове под брезентом восемь солдат. Более десяти дивизий параллельно нашей двигались в Венгрию. Мы выполняли приказ Родины. Остановились в городе Имеренич. Потом был Будапешт. Удивлялись, почему нас называли оккупантами, а на домах висели плакаты "Русские солдаты, уходите домой", ведь мы шли помочь им. Почти месяц были бои. Смерть, кровь, стоны раненых, геройство советских солдат. Если верить официальным данным, обнародованным спустя десятилетия, то погибли в венгерских событиях 1956 года семьсот советских солдат, ранены были полторы тысячи. Но мне кажется, цифры преуменьшены, потому как видел, что там творилось.


Три с половиной года пришлось служить Дмитрию Горбунову вместо трех, два с половиной - в Венгрии. Семья дождалась его, хотя никто не знал, что ему пришлось хлебнуть военного лиха. Водитель-разведчик сержант Горбунов дал подписку о неразглашении военной тайны на четверть века...


- Нас тогда одиннадцать солдат вернулось со службы. В деревне традиция была: каждая семья родственников приглашала солдата в гости. Так мы всю деревню обошли!


Вот тогда и приглядел Дмитрий Лизу. Она в школе еще училась. Шустрая, веселая, красивая. Впрочем, прошло столько времени, а она вроде и не изменилась. Так же влюбленно смотрит на своего Диму. А уж работящая да аккуратная, каких поискать!


Некоторое время вчерашний солдат возил председателя, а потом начальник милиции предложил поехать в Елабугу в специальную школу милиции. В шестидесятом стал Дмитрий курсантом. А спустя два года получил специальность юриста средней квалификации и направление в Верхний Услон на должность госавтоинспектора. Пока не приступил к работе, поехал в Горький проведать родных. И надо же тому быть - встретил там Лизу, которая у родных в каникулы гостила. Долго раздумывать не стал:


- Пойдешь за меня замуж?


Она глянула лукаво и... согласилась.


Так в Верхнем Услоне появилась молодая семья Горбуновых. Расписались через год, когда Лизавете восемнадцать исполнилось. Тогда же и первая дочь Светлана родилась.


- Как только моя Лиза все выдержала? - до сих пор удивляется Дмитрий Никандрович. - Комната в одиннадцать метров, вслед за Светой родились Лариса, затем Оксана. Я по району целыми неделями мотался. Приеду на час-два и опять уезжаю. Она все одна да одна. А в субботу мы обычно разборки водителям-нарушителям устраивали. Так она - бессменный секретарь - протоколы вела! И так восемнадцать лет.


Вся служба ГАИ в районе состояла из одного человека в лице Горбунова. Он и гроза, он и добрый друг, и советчик водителей. Успевал и техосмотры проводить, и в рейды выезжал, и нарушителей ловил. Да еще регулярно, раз в месяц, в районной газете выпускал страницу "Светофор".


А когда ушел из ГАИ, пригласили поработать в пожарной части на Печищинском мельзаводе. Там-то и случилось несчастье - огонь обрушился сверху. Ожог составлял 48 процентов поверхности тела. Такого случая в районной больнице еще не было. В ожоговый центр везти нельзя - не выдержит. Говорят, что некоторые люди родятся в рубашке, и тогда судьба хранит их. Вот и Дмитрий, скорее всего, из таких. Два месяца не отходила от мужа Лиза. Как малого ребенка выхаживала. Врачи только удивлялись ее терпению, выдержке. Больные сочувствовали. А она вроде и не замечала никого, кроме него, своего любимого. И ведь вытащила с того света, выходила, поставила на ноги.


Сидеть дома ветеран МВД не может. Он уважаемый человек в районе, председатель первичной ветеранской организации села Верхний Услон, вместе с женой поет в ветеранском хоре. А ветераны-водители до сего времени с радостью общаются со своим госавтоинспектором.


Большая любовь, которая пришла к Горбуновым более сорока лет назад, соединила навеки. В радости, горе - они вместе. Гордятся друг другом, заботятся друг о друге, поддерживают во всем. Большая ответственность за осиротевших после смерти дочери внуков лежит на их плечах. Но плечи эти сильные.


Дмитрию Никандровичу на днях исполнится семьдесят, Елизавете Алексеевне, лучшему страховому агенту района, - шестьдесят два. Разве это возраст, если в доме любовь, понимание, если рядом дети, внуки, правнук...


Римма ТРОИЦКАЯ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости