Студента третьего курса Казанского ветеринарного института Усманова вызвали в деканат. Ильгизар догадывался, по какому вопросу, и внутренне был готов к разговору.
"Свою мысль - уйти из вуза - выбросьте из головы! - начал с ходу руководитель факультета. - Вы зарекомендовали себя с положительной стороны. Скажу откровенно: мы на вас возлагаем большие надежды. Ветеринарный вуз или медицинский - разницы нет. Зачем вам менять шило на мыло? Забирайте заявление, и разговор окончен", - отрезал декан.
"Но я не изменяю профессии. Просто хочу учиться в медицинском, лечить людей", - пытался объяснить Усманов.
"Повторяю, разговор окончен", - более строго заявил декан. Ильгизар знал, что спорить с ним бесполезно. Но и Усманову упорства было не занимать. Деревенского паренька из Азнакаевского района не остановили при переходе в медицинский институт ни мизерная стипендия, ни другие трудности. "Не пропаду - топор в руках держать умею, буду подрабатывать плотником", - успокаивал он себя.
А потом блестяще сдал экзамены в медицинский и начал все сначала.
Студенческие годы пролетели быстро, и Ильгизар получил направление в одну из сельских больниц. Хотя операции проводил разные, постепенно специализировался на костно-суставной и позвоночной областях. Возможно, это и способствовало его назначению хирургом, а потом и главным врачом Альметьевского противотуберкулезного диспансера - единственного в республике медучреждения, где лечат больных костно-суставным туберкулезом. Сюда они поступают из разных районов Татарстана. И количество их, к сожалению, в последние годы растет. Поэтому число операций, за год проводимых И.Усмановым, доходило до 360.
Его мастерство со временем настолько выросло, что, казалось, хирург творил чудеса. Проводил операции, за которые не брались и самые именитые специалисты. Такой случай произошел с одним из челнинцев Ильясом М. Оперировать его позвоночник никто не брался. Слишком большой риск. А болезнь прогрессировала.
К Ильясу привезли двух известных казанских специалистов и врача из Альметьевска - Усманова. Медицинские светила из столицы, внимательно осмотрев больного, вынесли вердикт: "Нужна срочная операция. Степень риска - пятьдесят на пятьдесят. Причем пятьдесят процентов могут прийтись на неподвижность, другие пятьдесят - на инвалидность второй группы".
Проводив медиков из Казани, возле больного остался Усманов. До этого молчавший, он сказал Ильясу: "Ты на этом выводе не зацикливайся. Скажут тоже - неподвижность... В одном казанцы правы - тебе срочно надо на операционный стол. Завтра же... Оперировать буду я. Слово за тобой".
Откуда взялся этот решительный доктор по имени Ильгизар Валеевич, Ильяс пока не знал. Но уверенность, с какой он заявил: "Оперировать буду я!" - вселила в больного надежду. Он тут же согласился.
Очнувшись после наркоза, Ильяс снова увидел хирурга. "Как себя чувствуешь? - спросил Усманов. - Все должно быть нормально. Мы тебе поменяли диски между двумя уровнями позвоночника. Хорошо, что человеку дано седьмое ребро. Будто специально как материал для изготовления запчастей для организма. Пришлось использовать этот вариант".
Человек по натуре творческий, Ильгизар Валеевич не довольствовался установленными в хирургии канонами, перешагивал через них. К примеру, успешно внедрил так называемый метод переднего доступа к позвоночнику. Именно по этой теме защитил в 1991 году диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. Данный метод требовал не только высокого хирургического мастерства, но и специальных инструментов, оборудования, помещения. Если мастерство пришло к нему с годами, то остальное он разрабатывал и создавал сам. Большинство инструментов, которыми Ильгизар Валеевич оперировал, изготовлены по его чертежам.
Как-то Ильгизара Валеевича пригласили поделиться опытом. И не кто-нибудь, а немецкие коллеги, работающие в этой области. Их интересовало все до мелочей. Внимательно слушая Усманова, они задавали ему самые разные вопросы. И удивлялись: "Такие операции требуют современного оборудования, очень дорогих инструментов. А вы рассказываете об этих операциях так, как будто проводили их в полевом госпитале..."
Да, Альметьевскому противотуберкулезному диспансеру далеко по оснащенности до немецких клиник. В то же время, согласитесь, суперсовременные медицинские аппараты без мастерства, профессионализма хирурга будут просто бесполезной грудой железа.
Он никогда не проходил мимо чужой беды. Был такой случай. Поехал Усманов в Башкортостан. В небольшом населенном пункте на улице увидел девочку лет девяти. Она не могла стоять на ногах. Оказалось, она инвалид с детства.
Усманов предложил свои услуги. Девочку привезли в Альметьевск. Чтобы поставить ее на ноги, Ильгизар Валеевич сделал четыре операции. Сейчас та девочка уже взрослая. Вышла замуж, воспитывает двоих детей.
Сколько людей он мог еще вернуть к полноценной жизни! К прискорбию, в январе прошлого года Ильгизара Валеевича не стало. Эстафету хирурга и главного врача Альметьевского противотуберкулезного диспансера от отца принял его сын Ринат Ильгизарович. Он выпускник Казанского медицинского института. Еще будучи студентом начал работать с отцом, ассистировал ему. Сейчас самостоятельно делает сложные операции.
Дело, начатое отцом, он продолжает достойно.
Раиль МИНУЛЛИН.