Как ветка сакуры под выпавшим снегом...

Облаченный в кимоно, он входит в спортивный зал. Делает традиционные поклоны, встает на колени, закрывает глаза... Сейчас будет очередная схватка. И очень важно сосредоточиться на ней, чтобы достойно противостоять сопернику. Он - не профессиональный спортсмен, но спорт и его профессия очень связаны между собой.


Речь идет о Хамите Шарипове - руководителе Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан.


- Восточные единоборства, - поясняет Хамит Габдулхакович, - совершенствуют не только тело, но и дух человека.


Мое увлечение - дзюдо. "Дзю" - в переводе с японского - "благородный". Существует легенда, положившая начало дзюдо. Во время снегопада японский мудрец находился в саду. Он обратил внимание на то, как низко склоняются ветки сакуры под выпавшим снегом. Не удержавшись, cнег падал на землю, и ветки сакуры вновь выпрямлялись. На этом впоследствии была основана философия дзюдо: уступить на какое-то время, чтобы одержать в конечном счете верх.


Дзюдо - несиловой вид спорта. Он развивает в человеке прежде всего способность быстро реагировать на изменение ситуации. Главный судебный пристав республики уверен: если следовать основным принципам этого единоборства не только на татами в спортзале, то можно научиться избегать непродуманных действий в жизни и путем маневров настойчиво продвигаться вперед. Такой тип поведения характерен для многих успешных политиков и государственных деятелей, которые увлекаются дзюдо.


- Дзюдо не только воспитывает, - говорит Хамит Габдулхакович, - но и помогает восстановить душевное равновесие, что особенно важно, когда по роду деятельности занимаешься конфликтными ситуациями. Я имею в виду работу в правоохранительных органах, Министерстве юстиции, Арбитражном суде, антимонопольном комитете и, конечно, в службе судебных приставов.


В доме Хамита Шарипова много видеокассет, книг по восточным единоборствам.


- Все это могу смотреть часами, - говорит Хамит Габдулхакович. - Жена удивляется, как, дескать, можно "переварить" все эти ужасы. Но это только на первый взгляд кажется, что в дзюдо идет игра без правил. Они есть, причем очень строгие. Как знаток восточных единоборств, я вижу в схватке не драку, а разговор двух мужчин, из которых в диалоге побеждает тот, кто ловчее и сильнее духом. Это захватывающее зрелище...


Захватило Хамита Габдулхаковича и другое.


- Все началось вот с этой гипсовой фигурки бабая, - рассказывает Хамит Габдулхакович, показывая на простую на вид, высотой всего в пять сантиметров нераскрашенную статуэтку. Аксакал молится, его глаза закрыты. Кажется, его молитва обладает силой, способной открыть дверь вечной жизни.


- Хотя не считаю себя человеком верующим, но, наверное, с годами каждый начинает задумываться над вечными истинами, - говорит Хамит Габдулхакович при взгляде на статуэтку.


Она стояла на столе в рабочем кабинете Шарипова, и, наверное, друзьями это было воспринято как пристрастие к коллекционированию фигурок стариков. Стали они привозить ему аксакалов из разных уголков мира.


Сегодня в коллекции уже семьдесят персонажей, представляющих разные религии. Вот фигурка молящегося бедуина из Египта, вот статуэтки из Индии, Ирана, Мексики, Китая...


Внешне они разные - и по чертам лица, и по национальной одежде. Но все объединены воплощением духовности. Ручная работа, выраженная религиозно-национальная принадлежность, высота статуэтки, которая не должна превышать десяти сантиметров, и выполнение изделия из натурального материала - вот шариповские критерии отбора коллекционных персонажей. Домашний вернисаж расположился в небольшом шкафчике со стеклянными полками и дверцей. Никто, кроме самого главы семьи, не имеет права даже пыль смахивать с дорогих ему стариков.


Знакомя со своим собранием статуэток аксакалов, Хамит Габдулхакович говорит о почитании старых людей на Востоке. В ряде стран существуют советы старейшин. Кстати, такой орган был и в Советском Союзе. Сейчас, увы, отношение к пожилым людям изменилось.


Слово стариков ценится меньше, чем прежде, жить большинству ветеранов сейчас очень непросто. Многие и не живут - выживают. И это печально. Печально и то, что никому сейчас не нужны мудрость стариков, их жизненный опыт, богатый духовный потенциал. Остается надеяться, что все это когда-нибудь будет востребовано.


Вот о чем подумалось при знакомстве с коллекцией Хамита Гадулхаковича Шарипова, при взгляде на статуэтки и старика-китайца, и татарского бабая с четками в руках...


Зульфира ТУГАНОВА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости