- Раиса Яковлевна, что-то не получается у меня горловина, - с порога ошарашил свою тещу Андрей.
- Какая... горловина? - непонимающе протянула та. И на сердце стало тревожно: наслышана она о вредном влиянии компьютера на человеческий организм, а у зятя работа связана именно с этой техникой. Так мало ли что...
Даже когда она взяла в руки недовязанный свитер из мягкой красной шерсти, не сразу осознала, что за работой над ним проводит немало времени не ее дочь Галина, а зять Андрей.
В самом деле, высококвалифицированный программист с вязальными спицами в руках - явление, на первый взгляд, совершенно противоестественное. Ведь если уж решил посвятить себя копанию в современных информационных технологиях - тут не до посторонних дел. Ну еще спорт или рыбалка - куда ни шло. Но вязание, увлечение, которое принято считать чисто женским...
Только такое устойчивое представление напрочь опровергает программист Андрей Владимирович Ильин, на счету которого более десятка информационных разработок. Он автор, например, программного обеспечения депозитарного комплекса Центрального депозитария Республики Татарстан, системы фьючерных торгов на Российской бирже, целого ряда биллингов (программ учета)...
Впрочем, кто сказал, что увлечения и интересы определяются исключительно по половому признаку? Тут важен порыв души. Как утверждают психологи, новые интересы приносят нам ощущение радости, полноты жизни, восстанавливают бодрость духа. Не зря же в давние времена, кроме войн и охоты, мужчины - даже королевских кровей - упражнялись, скажем, в вышивке.
Кстати, этот вид декоративного искусства для семьи Ильиных - почти фамильный. Искусной вышивальщицей была мать Андрея, Людмила Михайловна. Помогая ей по мелочам - подремонтировать пяльцы, купить нитки, - очень скоро и глава семьи Владимир Николаевич увлекся вышиванием крестиком. Выполненные супругами Ильиными салфетки для пианино, покрывала для кресел и дивана, расшитые геометрическими узорами, цветами, деревьями, птицами, и поныне украшают родительский дом.
Но общим семейным увлечением вышивка не стала. Андрея Владимировича больше привлекало бабушкино вязание. Может, потому, что "из петелек - лицевых-изнаночных и самых разных - получались практичные вещи". Шарфы, варежки, свитера, шапки и для хоккея были нужны, и от холода спасали.
Сегодня вязание для Андрея Ильина - не только хобби. Важнее то, что это - препятствие депрессии, способ избавиться от чрезмерного волнения во время работы над сложной информационной задачей. Ведь порой бывает неимоверно трудно найти необходимое решение, мозг не отдыхает, разгадка ищется мучительно, даже во сне. Не мудрено, признается Ильин, что не часто встретишь действующего программиста, которому за 40, в основном это 20-35-летние молодые люди - мозг-то с годами изнашивается.
А вот Ильин в свои сорок семь лет и не думает менять профессию. Вывязывание петель, кропотливая работа над узором вытесняют негативные мысли, связанные с временной неудачей, помогают переключиться. А для мозга новизна работы и есть лучший отдых. После него и "программирование идет как по маслу".
Чем отличается технарь-программист Ильин от своей тещи и других женщин, больших специалистов по вязанию, так это тем, что он никогда не работает над одной и той же вещью по нескольку раз. Связал модель - и интерес к ней пропал. Это как с компьютерной программой: корпел над ней, разработал, и более она его не занимает.
- Каждая вязаная модель - это своего рода программирование, - объясняет Андрей Владимирович. - То есть разложение процесса решения задачи на ряд последовательных шагов. Как программист я знаю, что ошибочное действие приводит к сбою всей программы. Поэтому весь рисунок будущего вязаного изделия для меня - это отдельные блоки, комбинируя которые, получаешь орнамент и впоследствии сам продукт.
Близкие и друзья давно не удивляются увлечению Ильина. Правда, мужчин, которые бы занимались вязанием, в его окружении пока нет. Между тем Ильин научился вязать и крючком (пример тому - шаль для жены). А работу на вязальной машинке считает и вовсе пустяшным делом - "вдел нитку, и пошло...".
Что касается тещи, то она теперь без всякого еканья в сердце консультирует зятя на предмет пряжи и нюансов разного рода моделей. Дочки же с особенным удовольствием носят свитера, связанные папой. Даже говорят, что они приносят им удачу на контрольных и экзаменах. Наверное, это в самом деле так: изделие, выполненное мужчиной, придает чувство защищенности и уверенности... Ну а если исходить из того, что программирование по своей сути - построение виртуального мира или "замка из облаков", то вязание позволяет Андрею Ильину выйти из него в реальный.
А на вышивке ставить крест рано. Просто, как считает Андрей Владимирович, "не пришло еще время" к ней приступить.
Зульфира ТУГАНОВА.