Не многие помнят и знают, благодаря кому на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году расцвела многоцветная "Ромашка", ставшая символом этого праздника, а в 1967-м над Москвой появились "мерцающие звезды". Автор составов цветных огней для этих и многих других салютов Федор Павлович Мадякин живет и работает в Казани. Сегодня он готовит яркий подарок татарстанцам к 1000-летию Казани.
Создание огня и управление им как искусство существует с далекой древности. Уже в XV веке на Руси производили в большом количестве и хорошего качества черный порох - первый пиротехнический состав, рецепт которого дошел до наших дней. Потешные, или увеселительные, огни (так в прошлом называли фейерверки) особое развитие получили в царствование Петра I, который не только увлекался фейерверками, но и принимал живое участие в их организации. Сначала фейерверки устраивали преимущественно в Москве, а затем и в Петербурге - в праздничные дни. Чаще всего - на встречу Нового года, в день рождения царя, в дни коронации, а также "ежели случится какая знатная виктория", то бишь победа над врагом. А вот в прошлом веке самый большой праздничный салют, как мы помним из истории, был произведен в честь Победы над фашистской Германией.
В настоящее время Казань можно по праву считать центром разработки новых пиротехнических составов и технологий. В России нет сегодня такого фейерверка, в котором не использовались бы составы, разработанные членом-корреспондентом Академии наук РТ Федором Мадякиным. Профессор кафедры химии и технологии гетерогенных систем КГТУ, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Дружбы, заслуженный деятель науки РФ и РТ, обладатель около двухсот патентов, Федор Павлович отмечает в эти дни свое 75-летие.
Зрители, конечно же, не знают, что у каждого из фейерверков есть свое название. Например, салют, который вспыхивает, словно осыпаясь россыпью, и мерцает всеми цветами радуги, никаким другим именем, как "мерцающие звезды", не назовешь. Федор Павлович этот пиротехнический эффект, основанный на периодическом излучении, которое обеспечивается природой самого состава, разработал еще в 1967 году.
- Это очень просто. Я намешал два компонента, которые до меня сочетали по принципу слоеного пирога. Запрессовал эту массу. Она горит, периодически потухая и снова вспыхивая, - рассказывает ученый.
За эту разработку Мадякина удостоили Государственной премии СССР. Кстати, эти составы в советское время активно использовались не только в производстве фейерверков, но и в оборонной промышленности. Именно поэтому информация о них в открытой печати не публиковалась. С первым публичным сообщением о закономерностях сгорания составов с периодическим излучением Федор Павлович выступил на XXI Международном семинаре по пиротехнике.
Как сделать семицветную "Ромашку", лепестки которой представляли бы собой горящие удлиненные стержни? Мадякину пришла идея разработать нужный состав цветных огней на термоэластопластичной основе, которая позволяла перерабатывать их в шнуровые пироэлементы методом проходного прессования.
Позднее эту основу используют в Афганистане для защиты самолетов и вертолетов от ракет противника с головками самонаведения.
- Нужно было увести вражескую ракету от самолета или вертолета, чтобы она взорвалась в стороне, не повредив ничего нашего, - рассказывает Федор Павлович задачу, которую поставили тогда перед ним военные.
Впервые под руководством Мадякина разработаны пиротехнические составы на основе нитрата целлюлозы. Пиротехнические элементы из них отличаются высокой насыщенностью цвета пламени, незначительным количеством дыма и шлаков, прекрасным зрелищным эффектом и лучшей воспламеняемостью по сравнению с традиционными составами цветных огней. Эти составы также использовались для защиты самолетов и вертолетов. В последние годы Федор Павлович проводит исследования по замене в таких составах нитратов целлюлозы на порох и топливо на баллистической основе, подлежащие утилизации.
Несмотря на мировой уровень этих работ, международных контактов у казанского ученого никогда не было. За рубеж эта продукция не поставляется. Зато запрещенной законом низкокачественной китайской пиротехники на российских рынках навалом.
Мало того, в последнее время разработке новых фейерверочных составов мешают определенные трудности. Нет нормальных условий для производства, транспортировки и хранения разработанных составов, хотя они значительно менее опасны, чем зарубежные. Невозможно производить пиротехнику и на Казанском пороховом заводе, потому что у завода нет лицензии на такую деятельность. И это в Казани, которая после значительных научных результатов, признанных мировым научным сообществом, считается центром разработок новых технологий фейерверков и другой пиротехники!
Однако Федор Павлович Мадякин не теряет надежды порадовать казанцев и их гостей на тысячелетие города небывалым фейерверком.
Резеда ГИЗЗАТУЛЛИНА.