Мы живем в эпоху бурного строительства - это факт неоспоримый. В Татарстане реализуются программы ликвидации ветхого жилья, ипотечного жилищного кредитования. Всего два города в России - Санкт-Петербург и Казань в связи со своими юбилеями получили особый статус и финансовую поддержку из федерального бюджета, за счет чего в этих мегаполисах возводятся социально значимые объекты.
В общем, не заметить эти плюсы нельзя. Но и минусов немало: многие здания далеки от архитектурных шедевров, некоторые микрорайоны застраиваются хаотично - без стратегических планов. В рыночных условиях значение градостроительного законодательства возрастает кратно. Правила градостроительной деятельности устанавливаются местными органами власти. Эта деятельность объединяет усилия инженеров, социологов, экономистов, юристов, проектировщиков и прочих специалистов, но в общественном плане затрагивает интересы всего населения. Каждый человек хоть раз в жизни сталкивается с градостроительным законодательством, когда, к примеру, наследует или покупает жилье, строит дачу или гараж...
Об этом, если вкратце, шла речь в среду за "круглым столом", в котором принимали участие представители заинтересованных министерств и ведомств РТ, проектных, строительных и других организаций.
Чтобы не оказаться... в скотомогильнике
Нередки случаи (особенно в Казани), когда на площадке уже разворачивается стройка, а тут появляются возмущенные люди, протестующие против возведения (а зачастую и сноса) объекта. Они устраивают живой заслон для строителей и техники, мотивируя свой поступок неправомерностью действий властей, разрешающих строить или сносить те или иные объекты. А это, по мнению начальника управления развития территорий Минстройархжилкомхоза РТ Николая Васильева, происходит главным образом из-за того, что местные администрации старательно уходят от публичного рассмотрения градостроительных проектов.
Вообще, кредит доверия к местным властям у населения очень низок. В случаях несогласия с их градостроительной политикой, как считают участники "круглого стола", юридические и физические лица охотнее обращаются к руководству республики или в Минстрой РТ, чем к главам администраций или в суды (профессиональные юристы в области градостроительного законодательства тоже в дефиците). Большинство городских и районных глав действуют по принципу, провозглашенному героем известного сатирика Михаила Жванецкого: "Что толку смотреть вперед, когда весь опыт сзади?" Вот они и игнорируют генеральные планы застройки территорий своих епархий.
По словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Николая Лекарева, специалистам его министерства очень часто приходится рассматривать брак в области градостроительного землепользования. Неприятности происходят в основном по трем причинам: местные законодательные акты оторваны от жизни; градостроительная документация отсутствует (жаль денег на ее "изобретение"); нарушаются предусмотренные законом процедуры предоставления и регистрации земельных участков для строительства объектов. В идеале должны существовать и генеральная схема расселения территорий региона, и проектная документация каждого сооружения. Но, как говорится, за неимением гербовой пишут на простой.
Когда города и веси развиваются весьма динамично, что сейчас и наблюдается в Татарстане, но отсутствуют проекты детальной планировки отдельно взятых участков (либо о наличии таких проектов простому смертному не ведомо), происходят различные неприятности и казусы: территории застраиваются абы как (то есть хаотично); под строительство определенных объектов инвесторы просят отвести им земли, расположенные... в зоне затоплений, оползней и того хуже - скотомогильников.
"Неуставные" отношения
Власти Казани гордятся тем, что столица Татарстана стала одним из первых городов России, где весной нынешнего года приняли обновленный градо-
строительный устав. Что ж, приятно. Однако стоит признать, что это было насущной необходимостью, поскольку предыдущий аналогичный документ вошел в противоречие с утвержденным в 2001 году Земельным кодексом РФ, который, в частности, закрепил две процедуры отвода земли. Первая, когда юридическое или физическое лицо претендует на предоставление конкретного земельного участка для определенного вида деятельности. В данном случае учитываются интересы заказчика (или застройщика) и города. Во втором случае инициатором предоставления земли является администрация города, которая формирует границы этого участка, формы его использования и так далее. Так вот, в старом уставе инициатива застройщика была напрочь парализована, что недопустимо в современных условиях.
Однако, по мнению специалистов, и новый казанский устав, к сожалению, имеет слишком много недостатков. В столице республики до сих пор не принят генеральный план города (многие годы этот документ находится в стадии разработки). Отсутствие генплана в какой-то мере компенсируется градостроительным уставом, или по-другому правилами землепользования и застройки, в которых процедура предоставления земельных участков должна быть описана на понятном для неспециалистов языке. То есть правила должны быть максимально прозрачными. Но потенциальный инвестор, желающий вложить свои деньги в тот или иной проект и при этом получить доход, при прочтении столичного устава мало что поймет. Поэтому сделает вывод: овчинка выделки не стоит - слишком большой риск.
Ну а если все-таки инвестор отважится пройти через всю описанную в документе процедуру предоставления и регистрации земельных участков для строительства объектов, то до Регистрационной палаты все равно не дойдет - "умрет" на полпути. Схема эта слишком сложная, длинная, неконкретная. По словам как представителей Минстроя, так и предпринимателей, в ней нет четкого регламента действий, вся процедура отдана на откуп ведомствам, каждое из которых имеет возможность импровизировать, а проще говоря - "грести под себя".
Начальник управления градорегулирования Главного управления архитектуры и градостроительства Казани Венера Мухаметзянова призналась, что столица республики по наличию градостроительной документации на самом деле отстает от некоторых крупных городов России. И лишь 20 процентов территории Казани имеют проекты детальной планировки. Но ситуация должна нормализоваться с принятием в будущем году генерального плана города.
В скором времени местным властям действительно придется навести порядок в градостроительной отрасли - хотят они этого или нет. В Госдуме на стадии рассмотрения проекты Градостроительного кодекса РФ (в разработке которого принимали участие и специалисты Минстроя РТ) и закона о местном самоуправлении. С утверждением этих документов импровизировать с градостроительными нормативами будет сложнее. И, быть может, местные власти все-таки приоткроют населению карты: в какой среде ему предстоит жить.