Нежность к ревущему зверю

Задумываясь над превратностями судьбы, он не раз мысленно возвращался к тому событию более чем тридцатилетней давности, круто изменившему его жизненные планы.


Сагадат ГараевПо окончании Казанского инженерно-строительного института Сагадат Гараев взял направление в Сибирь и за короткое время успел подняться по должностной лестнице от мастера смены до старшего инженера на заводе ЖБИ управления "Омскцелинстрой". Все шло к тому, что занять ему скоро директорское кресло. А тут скорбная телеграмма из родного Карабаша - трагически погиб старший брат. Поехал, похоронил брата рядом с могилой отца, собрался возвращаться. А к нему жмутся осиротевшие дети брата мал мала меньше. Сжалось, зашлось сердце: вспомнилось собственное сиротство, когда вначале - было ему лишь около пяти - умерла мама, а через десять лет и отец. Чтобы содержать себя и меньших братьев, пошел Сагадат работать конюхом на место отца.


Не решился он после похорон далеко уезжать от сирот, направился на начинавшийся тогда КамАЗ и устроился по своей строительной профессии в "Камгэсэнергострой". Вскоре предложили ему должность замдиректора автотранспортного предприятия по капстроительству. АТП представляло собой тогда автовокзал, диспетчерскую, 15 автобусов, 40 грузовиков. "Это для начала, работы же невпроворот,- сказали ему при назначении. - Автобусы из Москвы сотнями станут поступать для разворачивающейся стройки, так что дерзай - нужна современная база для автотранспорта!"


И молодой инженер-строитель с головой ушел в работу. То время вспоминается Сагадату Минегараевичу как трудное, до предела напряженное, но романтичное и счастливое. Еще бы! Ведь сотни, тысячи таких же, как он, молодых энтузиастов, приехавших со всех уголков страны, с небывалым подъемом вершили поистине великие дела - возводили заводы автогиганта и новый светлый город. В первые годы жил Сагадат в общежитии, изредка по выходным вырываясь к дочурке и жене в село Кульшарипово Альметьевского района, где она трудоустроилась учительницей...


- Наше АТП размещалось на Элеваторной горе, но за считанные месяцы мы столь бурно развились и выросли, что понадобились новые значительные площади под производства,- вспоминает Сагадат Минегараевич.- Построили ремонтно-механические мастерские, по сути, крупный завод по ремонту автобусов. Уже через два года, в 1970-м, АТП разделилось на два предприятия - грузовое и пассажирское. Последнее было ближе моему сердцу, с ним я и связал свою дальнейшую жизнь.


Да, целых двадцать лет проработал Гараев заместителем директора по капстроительству Набережночелнинского АТП "Таттрансуправления" Минавтотранса РСФСР. Лишь однажды на два с лишним года разлучался с родным предприятием: в 1983 году был командирован в Афганистан, где был назначен главным инженером с советской стороны строившегося Джангалакского авторемонтного завода.


- Нашу стройку не один раз посетил советский посол Фикрят Табеев,- заметно теплеет голос моего собеседника, - и каждый раз он, встречаясь со мной, обстоятельно расспрашивал меня про новости из Татарстана, с КамАЗа.


По окончании командировки Гараев по предложению гендиректора объединения "Татвтотранс" Обыденнова вернулся на прежнее место.


- Ты начал обустраивать базу, тебе и продолжать,- напутствовал Александр Павлович. - Ведь автопредприятие - это ворота КамАЗа, а КамАЗ, сам понимаешь, - весь мир!


А вскоре Обыденнов назначил Гараева генеральным директором пассажирского автопредприятия. Было это весной 1990 года. То был период, как помнит читатель, начала перехода к рыночным отношениям в экономике. Время полного разрушения прежних связей и представлений, всей практики хозяйствования и управления. Дорогого стоило Гараеву как руководителю удержать в нелегкие, подчас смутные времена корабль-предприятие на плаву, умело, уподобясь опытному лоцману, вести его меж многочисленных рифов и порогов хаоса.


В АТП было пять тысяч работающих. Управлять ими эффективно вкупе с огромным парком пассажирского транспорта и разветвленной сетью ремонтно-технического обслуживания становилось все сложнее, требовались структурные изменения в системе организации пассажирских перевозок в многотысячном городе. Из множества вариантов остановились на таком - сохранить все филиалы автопредприятия, придав им юридическую самостоятельность.


В результате филиал №1, став самостоятельным предприятием, взял на себя осуществление внутригородских пассажирских перевозок, бывший второй филиал занялся полностью перевозками рабочих КамАЗа на заводы и обратно, третий - рабочих "Камгэсэнергостроя"... Позже на основе объединения этого третьего предприятия и производственно-технического комбината, специализировавшегося на ремонте и техобслуживании автопарка, образовался нынешний Набережночелнинский пассажирский автокомбинат, которым и руководит бессменно вот уже много лет Сагадат Гараев.


- Ежедневно из ворот нашего предприятия выходит свыше 270 единиц автотранспорта, - рассказывает он. - Это автобусы "Икарус", "Кароса", "Мерседес", "НефАЗ", осуществляющие междугородные, пригородные, вахтовые перевозки пассажиров. Так, с соседними районами республики Набережные Челны связывают 22 наших пригородных маршрута, 16 дальних маршрутов пролегают в различные города Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Пермской, Кировской, Свердловской областей, Республики Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Башкортостана, в Москву. Без малого 14 миллионов пассажиров перевозит автокомбинат за год.


"Начиная с 1995 года коллектив комбината, насчитывающий 1150 человек, стабильно выполняет план по доходам на 102-107 %. Неуклонно повышается средняя заработная плата всем категориям работников, своевременно производятся расчеты с бюджетами всех уровней по налогам". Эти строки - из официального ходатайства о присвоении С.М.Гараеву высокого звания почетного гражданина города, представленного коллективом комбината осенью прошлого года. Далее транспортники справедливо относят к заслугам своего руководителя такие достижения последних, непростых в экономическом плане лет, как последовательное наращивание производственных мощностей - ввод в эксплуатацию ряда новых объектов, а также действенная забота об улучшении условий труда и быта водителей и ремонтников.


Впечатляют и социальные обретения коллектива. Комбинат возвел для своих работников жилые дома общей площадью 30 тысяч квадратных метров, общежитие, два детских сада, оздоровительный детский лагерь, содержит свинокомплекс для своих столовых, располагает собственным здравпунктом.


Во всем перечисленном и следует искать истоки высокого авторитета и уважения, коим пользуется на автокомбинате и в городе Сагадат Минегараевич. К чести его, он отнюдь не приписывает заслуги только себе, не мысля их без родного коллектива, без команды единомышленников. С искренним уважением он называет своих соратников - Сагитова Альберта Мухутдиновича, начальника автовокзала, Харисова Назима Харисовича, заместителя по транспорту и безопасности движения, Кулуева Айдара Мансуровича, начальника производственно-технического отдела, Валиева Ильгиза Султановича, главного инженера, многих других, в том числе водителей, слесарей, диспетчеров...


Добросовестный труд самого Гараева на комбинате в течение вот уже тридцати трех лет нашел отражение в таких знаках общественного признания и наградах, как звания заслуженного работника транспорта Татарстана и Российской Федерации, почетного гражданина Набережных Челнов, медаль "За доблестный труд", афганский орден "За боевой труд".


...Кони далекого детства. Нет, не остывает с годами у Сагадата Минегараевича любовь к этим благородным животным. Многое из прожитого и пережитого бесследно забылось, но вот то, как отец, потомственный конюх, учил его обхождению с лошадьми, ласковому уходу за ними, помнит отчетливо. Помнит и имена двух любимых скакунов - Гудок и Зарок, с ними отец не раз побеждал на районных сабантуях. Наверное, оттого образ-символ коня Гараев радостно находит во многом, окружающем его. Не случайно ведь мощность мотора автомобилей исчисляется лошадиными силами, не случайно изображение мустанга украшает грузовики и автобусы КамАЗа! И неостывшую с детства нежность к лошадям Сагадат Минегараевич органично для себя переносит на автомобили, с которыми связана вот уже половина его жизни. Каждый из них мнится ему живым, ласково ревущим зверем, наделенным силой целого табуна.


И прожитые годы ассоциируются, конечно, со скакунами. Потому в рассветном тумане одного из этих августовских дней привиделось Сагадату Минегараевичу, как к табуну минувших лет жизни прибился еще один скакун. Шестьдесят пятый. Дай Бог, чтоб удачлив и легок был его бег!


Шамиль МАРАТОВ.

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости