Баранка в руках, калькулятор в кармане

Давно прошли те времена, когда наличие машины являлось признаком роскошной жизни, которая далеко не каждому по средствам. Сегодня автомобиль - почти объективная необходимость. Другое дело, что кто-то разъезжает на иномарке, цена которой приблизительно равна расстоянию от Земли до Луны, другие довольствуются автомобилями "полчаса позора - и ты на даче". Но как бы там ни было, даже миллионер может разориться на неправильной эксплуатации своего железного друга, а если средств хватило только на потрепанный "Запорожец", то и на бензин много не выложишь. "Лишь бы не сломался", - молится каждый автовладелец, полагая, что только ремонт обойдется ему в копеечку, зато все остальное проблемы не составляет.


Фото М.Щербакова.Что ж, будем исходить из того, что многие автостроительные фирмы мира производят продукт высокого качества, к проблеме покупки потенциальный водитель подошел со всей ответственностью, а с текущим ремонтом вроде замены дворников или установки нового масляного фильтра если не справится сам, то товарищи помогут. Так какие все-таки трудности поджидают шофера?


Очень скоро вы, например, можете заметить, что поездка на другой конец города за продуктами (на рынок или в оптовый магазин) обходится в кругленькую сумму, которую не так-то просто компенсировать разницей в цене на продукты. Проще говоря, даже элементарный расход бензина некоторых заставляет схватиться сначала за калькулятор, а затем и за голову. Эти размышления знакомы всем, кто управляет личным транспортом, а значит, именно его домашний кошелек худеет на каждой бензоколонке.


Счастливчиков, чьи железные кони потребляют газ или солярку, не так много, так что оставим их пока в стороне. А что делать тем, чья машина, как и абсолютное большинство других, потребляет такой недешевый в наше время бензин? Ведь не поставишь машину в гараж, с тем чтобы пользоваться пригородной электричкой. В прежние годы водитель за бесценок мог получить от народных умельцев знаменитую прокладку, которая позволяла отечественным автомобилям неплохо кататься даже на самом дешевом бензине. Однако иномарки, даже экономического класса, которых все больше на улицах городов, плохо переносят вмешательство в свой тонкий организм. Так что экономить на марке бензина - расточительно, машина просто сломается, и тогда уж не обойтись без капитального ремонта.


Сэкономить без ущерба для себя и машины можно на водительском умении, которое совсем не всегда обозначает и длительный стаж. Тщательно просчитанный маршрут убережет вас от зря израсходованных литров. Причем как на длительных дистанциях, так и при передвижении в городе. Нелишне припомнить также, на каких улицах ведется ремонт. Конечно, в городе трудно избежать неожиданного знака вроде временного "кирпича" или запрещенного поворота, но свести количество сюрпризов к минимуму - реально.


Экономия горючего логически переходит в экономию времени, которое, как известно, деньги. Постояли пару часов в пробке, разумеется, с включенным двигателем, ведь хоть как-нибудь эта пробка продвигается. Деньги ушли в выхлопную трубу. Существуют объективные обстоятельства, которых трудно избежать, когда, например, в пункт А ведет единственная дорога или вы стоите, например, на границе, где хочешь - не хочешь простоишь, сколько скажут. Тем не менее в пятницу вечером (особенно с учетом наступающего лета) череда машин тянется на пригородные шоссе. Движение начинают ровно с окончанием рабочего дня, тогда как выезд ближе к полуночи или ранним субботним утром позволит вам избежать конкурентов на дороге. Кстати, медленное передвижение на скоростном автомобиле убивает диски сцепления и тормозные колодки, их цену смело добавьте в графу "расходы" (которых можно избежать или, по крайней мере, отсрочить дату "расплаты").


На трассе, когда длительное время приходится держать высокую скорость, прикройте люк, если таковой имеется, и максимально закройте окна. Зачем? Тем самым вы значительно уменьшите сопротивление воздуха, на которое уходит немалое количество топлива. Сюда же относится и чистота машины: покрытый грязью и пылью, препятствующими обтеканию воздуха, автомобиль тратит больше энергии. Танки, понятно, грязи не боятся, но, ежик, ты бы все-таки помылся. А если жаба душит отдавать деньги профессионалам, вперед за шлангом и губками - заодно и на тренажерном зале сэкономите (уникальная разминка).


Горящие при солнечном свете фары - сгорающий вхолостую бензин. Гномик из анекдота искал с фонариком хорошей жизни, но вам-то хорошая жизнь обеспечена только при разумном расходовании семейного бюджета. А если водитель по рассеянности прокатается целый день с обогревом заднего стекла - литра в баке как не бывало.


Есть "феньки" новичку недоступные, вроде оптимального выбора передачи на разных участках дороги, особенно при маневрировании в городской черте. Так, например, мой отец при прочих равных тратит меньше бензина, чем я, исключительно из-за правильного стиля езды. Я мечтаю об автоматической коробке передач, а он - чтобы у меня отобрали права, тогда, мол, жить в городе станет безопаснее. Но это так, лирическое отступление. Еще одна "приятность", которая зависит больше от удачи, чем от таланта, - попасть в "зеленую" волну, т.е. не тратиться на постоянное "разгон-езда-светофор-торможение-разгон..." Экономию в этом случае нетрудно определить по перегреву двигателя и работе принудительной вентиляции, если маневр по тем или иным причинам не удался. Народным средством экономии бензина является также спуск с горки "накатом", что, впрочем, не рекомендуют опытные шоферы.


Вы слышали визг тормозов перед светофором? Признак приличной безалаберности водителя. Мало того, что горят тормозные накладки и резина колес, так еще и бензин, ведь вместо того, чтобы плавно подкатить, человек до последнего жал на газ.


Кстати, на резине сэкономить тоже не так трудно, как, может быть, кажется. Продлить срок эксплуатации шин можно, своевременно озаботившись балансировкой, проверкой развала схождения колес и прочими на первый взгляд мелочами.


Скупой платит дважды, а потому не пытайтесь закрыть кошелек тогда, когда трата объективно необходима. Глупо не поменять вовремя масло или фильтр, а потом жаловаться на небольшой моторесурс двигателя. Того хуже, продолжать ездить на переходившем все мыслимые и немыслимые сроки ремне распредвала, в результате придется вложить немалые деньги в капитальный ремонт полуразрушенного двигателя.


В общем, господа водители, не будьте жадными, но домовитость, как говорил герой детского мультика, тоже отменять не стоит.


Сергей БУБНОВ.
ИА "Регион-Блицинформ" - для "РТ".

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости