Мой Афганистан

Вот уже пятнадцать лет отделяют нас от начала вывода советских войск из Афганистана. Для воинов-интернационалистов 15 февраля за эти годы стало днем поминовения. У каждого есть, что вспомнить, чем поделиться с окружающими.


В конце 1984 года я проходил службу замполитом мотострелкового батальона в городе Гвардейске. По решению правительства после укомплектования наш полк в полном составе был отправлен в Туркмению. После двухмесячной подготовки в горном учебном центре около села Геок-Тепе, получив новенькие БТР-70, мы вошли на территорию Афганистана и расположились в тридцати километрах южнее Герата.


Солдаты войн не начинают, но расплачиваться за ошибки политиков приходится именно им... (Фото О.Смирнова).Мой батальон охранял дорогу от Герата до Шинданда и трубопровод, по которому на военный аэродром перекачивали топливо для вертолетов и истребителей. Весь личный состав батальона был рассредоточен вдоль дороги на протяжении ста двадцати километров. Всего это 14 застав, самые "тяжелые" объекты - мост через реку Герируд, поселок Адраскан и сама дорога, по которой ежедневно перевозили продукты, топливо и боеприпасы для всей дивизии. Первый год я с командиром батальона майором Фролем ежедневно колесил от заставы к заставе, проверяя их готовность, доставляя письма и газеты, с помощью установки "Украина-5" устраивая кинопоказы, проводя беседы.


Первым в батальоне был представлен к боевой награде командир отделения взвода связи Николай Дубенко - к медали "За отвагу". В ходе боевой операции БТР начальника штаба старшего лейтенанта А.Зыбкина был подорван на фугасе. Будучи раненным, Дубенко вынес из горящего БТРа контуженного начальника штаба, водителя и успел под огнем душманов перенести их в безопасное место.


Помню, в ноябре 1985 года комбат был в отпуске, и мне поручили возглавить работу дивизионного отряда пропаганды и агитации. В подчинение выделили целую мотострелковую роту - 8 машин для охраны отряда и его техники. Удалились в горы от шоссейной дороги на сорок километров. Связь с управлением дивизии поддерживали по радиостанции дальнего действия. Отряду спецпропаганды была поставлена задача помочь медикаментами, продуктами и топливом племени нурзаев, которым руководил Вакиль Басыр. Он не был на стороне душманов, но и с афганским руководством не хотел поддерживать связи. Имел свое вооруженное формирование - около трехсот человек, сам себя защищал.


С января 1986 года меня перевели в штаб дивизии - командиром отряда пропаганды и агитации. В подчинении были переводчик с дари, полевой автоклуб, звуковещательная станция, медицинские работники, 7 единиц техники и 20 человек. Мы рассказывали о наших войсках, оказывали помощь населению медикаментами, продуктами, топливом и содействовали тем самым установлению лояльного отношения населения к советским войскам.


Отряд проводил и спецпропаганду среди населения и войск Афганистана. Выезжали почти ежедневно в рейды по кишлакам, участвовали во всех боевых операциях дивизии - в провинциях Фарах, Кандагар, Герат. А летом отряд сопровождал колонну машин, на которых племя Вакиля Басыра переехало к иранской границе. Эти национальные формирования (малиши) помогали укреплять местную народную власть в кишлаках.


Я отвечал также за работу с перебежчиками, сбор информации о дислокации противника, о наличии оружия, о предстоящих диверсиях и перемещениях душманов.


В это время я познакомился с интересными офицерами, увлеченными, опытными и грамотными спецпропагандистами. К примеру, замполит мотострелкового полка из-под Герата майор Марсель Габитов был родом из Татарстана, из маленького населенного пункта близ Набережных Челнов. После службы в армии собирался вернуться на родину.


Габитов был необычным человеком. За короткий срок он выучил местный язык - дари и свободно общался с афганцами. Сначала я учился у него азам спецпропаганды. Он хорошо знал местные традиции, умел наладить отношения с местными старейшинами, муллами и... ничего не боялся, мог без оружия идти на переговоры с душманами...


Однажды ночью во время боевой операции в уезде Гузора (это южная часть Герата, где все кишлаки контролировались душманами) колонна полка, с которым вышел наш агитотряд, скрытно пересекла глубокие овраги и арыки и заняла позиции вдоль реки Герируд. Чтобы техника смогла преодолеть широкий арык, саперы перебросили раскладной мост с мостоукладчика. Операция по блокированию и уничтожению бандформирования проводилась совместно с афганским полком. Когда потребовалось выводить технику к дороге, выяснилось, что металлический мост частично разобран, "гидравлика" раскручена, алюминиевые связки разворованы. Это было делом рук местных вредителей, которые скрывались в ближнем кишлаке.


Марсель Габитов поехал в кишлак, встретился со старейшиной и муллой, потому что понимал: только методом убеждения и ссылкой на веру можно было договориться с мусульманами. И договорился! Как же удивились саперы, когда после обеда, подъехав к мосту, обнаружили на дороге перед арыком растащенные было детали и цилиндры! Полк успешно перебрался через препятствие и прибыл на место дислокации.


Федор ВЕРГЕЛЕС.
Помощник военкома Вахитовского РВК Казани.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости