Что может быть радостнее и веселее свадьбы, что может быть печальнее развода... Но вот беда, эти грустные моменты в нашей жизни случаются все чаще. И специалисты с тревогой говорят о кризисе семьи, о резком снижении рождаемости. Что делать? Этот злободневный вопрос плавно перекочевал из минувшего ХХ века в век нынешний.
Конечно, надо бороться с разводами, укреплять семью. Но чтобы делать это грамотно и плодотворно, хорошо бы разобраться в причинах, ведущих к распаду семьи. Я понимаю, что в небольшой газетной публикации невозможно проанализировать проблему со всех сторон, но попробую хотя бы обозначить болевые моменты.
Если проследить численность зарегистрированных в нашей стране разводов на протяжении последних десятилетий, то обнаруживается их явный рост. Судите сами: в 1959 году в СССР было зафиксировано 162 966 разводов, в 1969 году их уже 387 698, а в 1999 - 532 533 (между прочим, браков в этом году было 911162).
В чем же причины возникновения этого явления? Начнем с анекдота:
- Почему вы хотите развестись, госпожа?
- А у меня больше не осталось никаких поводов поссориться с мужем.
Вот вам еще одна из банальных причин развода. Или, как говорят: прошла любовь, завяли помидоры...
О следующей причине спел в одной из своих песен Влад Сташевский: "О былом ни слова, вот и все дела. От огня былого - пепел и зола. И, скажи на милость, не сдержали слез. В шутку поженились, развелись - всерьез.".
Ученые Калифорнийского университета изучили 45 тысяч семей и пришли к выводу: пары, которые живут вместе до официального оформления отношений, более склонны к разводу, чем те, которые женятся вскоре после знакомства.
Половина браков, заключенных после предварительного сожительства, распадается в течение 5 лет... Оказывается, "живущие во грехе" не испытывают уважения к институту семьи, а сам факт регистрации брака меняет характер их взаимоотношений в худшую сторону.
Еще один интересный факт. Шведские ученые пришли к неожиданному выводу - разводы заразны. Почти как грипп... По их мнению, вероятность развода повышается, если разводится кто-нибудь из коллег по работе. Социолог Ивонна Аберг, например, проанализировала данные о семейной жизни 37 тысяч человек, работающих в 1500 разных компаниях, за последние семь лет. И пришла к выводу, что эта "инфекция" более характерна для мужчин. Волна разводов на работе способна вызвать очередную волну расставаний, поскольку освободившиеся люди часто ищут себе новую пару среди коллег.
С конца 1980-х до 1994 года в нашей стране наблюдался быстрый рост разводов. Их частота на 1000 браков впервые превысила отметку 500, а индекс разводимости (отношение суммарного коэффициента разводимости к суммарному коэффициенту брачности) достиг 60 браков на 100 разводов. Пиковые значения показателей разводимости в середине девяностых годов специалисты в значительной степени объясняют высокой интенсивностью заключения браков (особенно в самых молодых возрастах) в 80-х годах. Средняя продолжительность брака при разводе к 1994 году немного превышала 9 лет.
Но, достигнув к 1994 году критической отметки, абсолютные показатели и коэффициенты регистрируемых разводов уже с 1995 года начали снижаться. В 1997-1999 годах разводимость стабилизировалась на уровне, характерном для конца 70-х годов.
Но вот беда, делать дальнейшие выводы не позволяет то обстоятельство, что с 1996 года Госкомстат России прекратил сбор детальной информации о разводах и нынешняя регулярная статистическая отчетность не содержит распределений разводов по продолжительности брака, разводов по возрасту брачных партнеров и др. Почему - тема другой публикации. Кстати, возможно, именно поэтому нам не удалось раздобыть данных по разводам в Татарстане, в Казани. Когда мы обратились к директору Центрального загса Казани с просьбой дать интервью о разводах, нам было отказано. Мол, говорить на эту страшно секретную тему с журналистами центральной республиканской газеты можно лишь после получения специального разрешения из администрации города, в которую с официальным письмом должен обратиться сам редактор...
Людмила СТЕПАНОВА.