С 1987 года по октябрь нынешнего в республике выявлено 6240 случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Среди других городов и районов более всего их в Казани - 2488. Такое "лидерство", в принципе, закономерно - и город самый крупный, и соблазнов, таящих угрозу здоровью, здесь значительно больше, чем в провинции.
Медики, вплотную занимающиеся проблемой СПИДа, с удовлетворением отмечают, что в последние два года показатели темпов распространения смертельной заразы стабилизировались. Но несколько неожиданно для них то, что постепенно ВИЧ-инфекция вышла за рамки сообщества потребителей наркотиков. То есть раньше к группе риска прежде всего причислялись наркоманы и игла была главным источником распространения вируса. Сейчас же, как никогда, серьезную, а то и смертельную угрозу здоровью стали представлять беспорядочные половые связи. Число случаев заражения половым путем резко возросло.
Мы провели небольшой опрос среди казанцев, задав единственный вопрос: "Что бы вы сделали, узнав, что учитель вашего ребенка ВИЧ-инфицирован?" Большинство ответили, что забрали бы свое чадо из этой школы. Чего и следовало ожидать. Ведь, несмотря на то что вирус иммунодефицита "гуляет" по России уже более пятнадцати лет, в обществе до сих пор отношение к зараженным - как к прокаженным, и в этом определенную роль сыграло само государство, забота которого о ВИЧ-инфицированных дальше медпомощи не идет. Проблемы социальной адаптации таких больных до сих пор практически остаются без внимания, и клубок проблем стремительно растет. ВИЧ-инфицированным сложно устроиться на работу, получить экстренную медпомощь, не связанную с основным заболеванием, трудно найти партнера для создания семьи. Масса специфичных проблем и у родителей детей, пораженных этим вирусом.
Психолог Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом Татьяна Копосова, отвечая на вопрос, почему люди до сих пор испытывают болезненный страх и сторонятся зараженных ВИЧ-инфекцией, называет три причины.
Во-первых, потому, что исход у этой болезни летальный. Во-вторых, здесь крепко постарались СМИ, выделив ВИЧ среди других не менее опасных инфекций и назвав заболевание чумой ХХ века. Этот страх во многом связан с тем, что знаний о вирусе у населения, прямо скажем, маловато. Негативное же отношение к зараженным до сих пор не удается смягчить потому, что первыми заражению подверглись секс-работницы и наркоманы, то есть люди, к которым и без того общество относится отрицательно. Обыватель не делает скидку на то, что в ряды инфицированных уже влилась огромная масса людей, по поведению своему весьма добропорядочных, и их стоит пожалеть, ведь они приобрели болезнь, оступившись лишь один раз. Иногда к нам приходят девушки и парни из хороших семей, студенты вузов. Когда-то они тоже думали, что ВИЧ - это беда уязвимых групп, а теперь вот сами по легкомыслию столкнулись с ней.
- Какую же помощь, кроме медикаментозной, им может оказать ваш центр?
- На первых порах они более всего нуждаются в помощи психологической, которая вывела бы их из состояния отчаяния и безысходности. Кстати, в этой помощи нуждаются также и близкие родственники ВИЧ-инфицированных. Несколько лет у нас работает "телефон доверия", где можно получить ответ на любой вопрос, и люди им активно пользуются.
Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются зараженные, - это проблема безработицы. Несмотря на то что мы постоянно в средствах массовой информации объясняем, что в обиходе сам по себе ВИЧ-инфицированный никому вреда причинить не может, тем не менее работодатели от таких шарахаются, иначе не скажешь. К нам не раз обращались люди, которых начальство, только узнав о том, что они больны, вынуждало уволиться. А совсем недавно такой случай произошел в одном из медицинских учреждений Казани. ВИЧ-пораженного работника уволили, хотя он непосредственно в лечебном процессе не участвовал. Уж кто-кто, а медики-то должны были реально оценивать мнимую опасность бытового контакта с ВИЧ-инфицированным сослуживцем! Тут прямое нарушение прав человека. К сожалению, сами больные этим недугом очень робко отстаивают свои права. Обращаясь к нам, они нередко говорят: "Что же делать? Я боюсь идти устраиваться на работу не потому, что так страшен отказ. Страшно в который раз услышать грубость и оскорбления, почувствовать себя изгоем!"
- Не легче, наверно, приходится и родителям ВИЧ-инфицированных детей? Специальных детских садов для таких ребятишек, насколько я знаю, у нас нет, а в обычный садик дороги наверняка перекрыты.
- Проблема еще и в том, что эти дети очень уязвимы, так как их иммунная система ослаблена и, находясь среди других детей, такой ребенок постоянно будет подвержен опасности заболеть. Целесообразность открытия специальных детсадов или групп пока недостаточно ясна. На всю республику мы имеем 14 ВИЧ-инфицированных дошколят, и все они разбросаны по разным городам и селам. Воспитывать их в одном садике-интернате нет смысла и вряд ли по силам будет коллективу воспитателей и врачей, ведь каждый такой ребенок требует очень большого внимания и заботы, которые может дать только семья.
Айгуль АПТИНОВА.
Студентка КГУ.