Как стремительно летит время. Казалось бы, совсем недавно ваш малыш канючил: "Не пойду в садик!", а уже сегодня юное создание ставит вас перед фактом: "Приду под утро. Тусуемся в ночном клубе". Родительское сердце в панике - да это ж обитель разврата! Там не только дискотека, но и азартные игры, стриптиз! И самое ужасное - нар-ко-ти-ки! А вдруг этот первый визит еще несовершеннолетнего чада в "ночнушку" приведет в семью наркобеду... Сердце, отягощенное жизненным опытом, чутко угадывает нерадостную перспективу, но истерия и доводы "предков" пролетают мимо ушей их юного обладателя, и он, вопреки родительскому запрету, как и предупреждал, возвращается домой под утро.
Будем надеяться, что пронесет. А если нет? С кого спросить за состоявшееся приобщение к наркотикам во вполне легальном и государством лицензированном увеселительном заведении? С охранника? А ты пойди докажи, что он намеренно закрыл глаза на пронос в клуб наркозелья! С бармена? А где улики, подтверждающие, что это он из-под полы распространял наркоту? А может, с администрации клуба логичней потребовать возмещение ущерба за искалеченную молодую судьбу? Но где законы, определяющие наказание владельцев развлекательных заведений за отсутствие бдительности и непримиримости в отношении к наркопотреблению в стенах этих заведений?
Да, проблема, как говорится, имеет место быть. И проблема довольно серьезная. Не случайно она была вынесена в прошедшую среду на обсуждение Межведомственной комиссии Совета безопасности РТ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Предваряя обсуждение вопросов, внесенных в повестку дня, заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева отметила ряд позитивных моментов в развитии наркоситуации. Так, по итогам девяти месяцев рост заболеваемости наркоманией в республике составил 0,9 процента, что значительно ниже показателя предыдущих лет. В Набережных Челнах, которые длительное время были притчей во языцех, когда речь заходила о социально опасных заболеваниях, ситуация не просто стабилизировалась, но и пошла на убыль. Показатель заболеваемости наркоманией снизился на 1,4 процента. Сократилось и число зараженных ВИЧ-инфекцией через внутривенное потребление наркотиков. А вот Бугульма и район по-прежнему остаются зоной повышенного риска.
Число состоящих на учете молодых наркоманов, а это возраст до 30 лет, в этом году возросло в республике на 0,2 процента. Вряд ли эти уже больные люди являются завсегдатаями ночных клубов. На дискотеках, скорее всего, оттягиваются начинающие наркоманы. Обстановка всеобщего возбуждения, подогретая горячительными напитками, громыхающей музыкой, игрой света и в некоторых случаях наркотой, способна оторвать от скучной реальности даже самых стойких. Вот только возвратиться в эту реальность вполне здоровыми удается, увы, не всем.
Сегодня только в Казани насчитывается 17 ночных клубов. Ежедневно их посещает до 5 тысяч человек. Общественный порядок здесь, конечно же, поддерживается, и занимаются этим частные охранные фирмы и собственные службы безопасности. Но профессиональная подготовка таких охранников, по мнению заместителя начальника УВД Казани Н.Нырова, порой оставляет желать лучшего, а поэтому, да и по ряду других причин, пресечь полностью проникновение наркотиков в заведение не удается. А хозяева ночных клубов к тому же откровенно боятся проявлять активность в борьбе с наркотическим дурманом. Их сдерживают соображения этики и рыночный расчет: где гарантия, что жесткие и бескомпромиссные проверки при входе в заведение на наличие наркотиков не отпугнут посетителей, оскорбленных недоверием и беспардонным заглядыванием в сумочки и карманы? Гарантий нет. Можно было бы эту работу доверить специально обученной и внешне совсем безобидной низкорослой собаке, как это делается за рубежом. Такой выход из положения нашел директор развлекательного комплекса "Арена" Михаил Клопоух, приглашенный на заседание комиссии. "Я готов содержать такую собачку, - сказал он, - так как она, не задевая ничьих амбиций, сумеет довольно тактично вести по-настоящему эффективный контроль". Согласитесь, предложение дельное, а почему бы и нет? Думаю, есть только один аргумент против, и то не у меня, а у владельцев клубов. Очевидно, что бесплатно таких собачек им никто не предложит. За дрессированного, натасканного на наркоту мохнатого охранника им придется выложить не просто большие, а очень большие деньги.
Молодой директор культурно-развлекательного комплекса "Арена" не ограничился репликой, а поделился многим, что могли бы взять на вооружение его коллеги по клубному бизнесу. Признаюсь, его конструктивная информация удивила многих, в том числе и автора этих строк, ведь у "Арены" довольно подмоченная слухами и криминальной статистикой репутация. Расположен клуб в центре Казани, и наплыв молодежи в него как нигде высок. К тому же здесь, более чем в других подобных заведениях, выявлено наркопреступлений, а это, согласитесь, приводит к мысли о либеральном отношении администрации клуба не только к самим наркоманам, но и к распространителям наркотиков. Приведу только показатель за восемь месяцев этого года. Из восьми выявленных преступлений, связанных с наркотиками, шесть преступлений приходятся на этот клуб.
Но, как оказалось, у статистики есть и обратная сторона. Высокий показатель выявляемости наркопреступлений в данном клубе свидетельствует, оказывается, лишь о том, что эти преступления здесь действительно стремятся выявить, а не укрыть их, или, скажем мягче, не заметить. В "Арене", например, действует система поощрения сотрудников за проявленную бдительность в отношении наркопотребителей, здесь формируются так называемые "черные списки", куда заносятся фамилии употребивших наркотики во время ночных тусовок посетителей. Они уже не могут рассчитывать на то, что в ближайшее время еще раз попадут в этот клуб. Здесь введен возрастной ценз на посещение мероприятий в ночное время. Среди мер обеспечения порядка - видеонаблюдение, визуальный контроль на входе, личный досмотр и тесный контакт с правоохранительными органами при наличии собственной охранной службы.
Но вернемся еще раз к статистике. Цифры, озвученные на заседании комиссии, увы, наводят на размышления неоднозначные и нерадостные. Признавая горестные масштабы наркотической эпидемии в нашей стране, мы порой обманываем себя, усиленно стремясь отыскать позитив при всей очевидности отсутствия его. Увы, ищем и находим, ретушируя негатив. Ну посудите сами: по статье 228 УК РФ (преступления, связанные с незаконным хранением, оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ) сотрудниками право-
охранительных органов были выявлены в ночных клубах в 2000 году 3 преступления, в 2001 - ни одного, в прошлом году - 9 и за восемь месяцев нынешнего года - 8. Согласитесь, трудно поверить в достоверность такой информации и в то, что она способна отразить истинную обстановку в ночных клубах на сегодняшний день. Тем не менее, опираясь именно на нее, представители правоохранительных органов рискнули утверждать на заседании комиссии, что обстановка в ночных клубах опасения не вызывает, факты распространения наркотиков и наркопотребления здесь практически не фиксируются.
Если, слушая эти заявления, трудно было сдержать ухмылку сомнения, то показатели эффективности правоприменительной практики в отношении лиц, задержанных за хранение и сбыт наркотиков, никаких чувств, кроме возмущения, вызвать не могли. Представьте себе: из 21 человека, задержанного за этот вид преступлений за последние три года, в отношении восьмерых были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в отношении двух человек уголовные дела прекращены по амнистии. А осуждено-то было всего 7 человек, и ни один из них не получил наказания, связанного с лишением свободы. Вот так.
А собачку жалко. Не сдержать ей одной наркобарыг, не спасти молодежь от наркобеды, если столь же преданно и самоотверженно не будут отдавать себя борьбе с этим злом люди.