Музыкальная агрессия. Есть ли от нее защита?

"Каждый человек, включающий телевизор или радиоприемник, независимо от его желаний и музыкальных предпочтений вынужден слушать какую-то музыку, потому что ею сопровождаются и "разбавляются" все передачи. Причем хозяева эфира не спрашивают слушателей о том, хотят ли они слушать музыку, и если хотят, то какую. Я, например, чувствую, что эта музыкальная агрессия серьезно подрывает мое здоровье. Увы, никто и никакой ответственности за это не несет.


Аркадий Семенович, пенсионер, и мой внук Максим".


Оказывается, проблемой, поднятой нашим читателем, всерьез занимаются ученые-медики А.Карпов, А.Валеева, Ю.Котельников, Т.Галимова. Они подтвердили, что в настоящее время существует очень масштабная и острая социально значимая проблема отсутствия контроля со стороны общества за собственниками радио и телевидения по отбору "информационного товара" для многомиллионной аудитории слушателей и зрителей. В последние годы они предлагают нашему народу преимущественно примитивную отечественную и зарубежную музыку, оказывающую разрушительное влияние на психическую деятельность и поведение людей. Такое навязывание разрушающей музыки можно назвать "музыкальной агрессией", от которой права человека, права потребителя никем не защищаются. Существование проблемы властями попросту не признается.


Сложившаяся ситуация оправдывается свободой слова, демократией и рыночными отношениями. Но на все виды внешнего воздействия, которым подвергается человек, должны существовать нормы безопасности, соблюдение которых обязаны контролировать государственные службы. Разработаны и соблюдаются нормы загрязненности воды и воздуха, микробной и радиационной зараженности и многие другие. Но нет гигиенических норм для музыкальной продукции. Это большой пробел в обеспечении безопасности людей, считают ученые, потому что действие музыки на здоровье человека очень велико. Она потому и вошла во все сферы жизни человека, что позволяет целенаправленно изменять состояние эмоций, воображения, мышления, двигательной активности, вегетативного тонуса и т.д.


О большом диапазоне психических состояний человека, которые может создавать музыка, свидетельствует разнообразие ситуаций и событий, ассоциированных с ней, - колыбельные, застольные, туристические, студенческие, лирические, "тюремно-блатные" песни, спортивные, военные, похоронные марши, государственные гимны, духовная музыка для богослужений, музыка для отдыха и танцев. Использование музыки для разрушения духовного, психического и физического здоровья людей описано и в научной литературе, и в газетах. Американские ученые-медики доказали, например, что пронзительный звук большой громкости вызывает сворачивание белка. Сырое куриное яйцо, положенное перед громкоговорителями на одном из концертов, через 3 часа оказалось "сваренным" всмятку, то есть белок свернулся так, как если бы яйцо находилось несколько минут в кипятке.


"Тяжелый металл" приостанавливает рост растений и может вызвать их гибель. Рыба, подвергнутая воздействию рок-музыки в сочетании с миганием света, погибла. Зрители на концертах звезд эстрады подвергаются такому же комплексу воздействий громких звуков и ярких вспышек света. Люди пока еще не умирают на концертах и дискотеках, но деятельность их мозга нарушается, снижается внимание, ухудшается память. Например, семиклассники после трехчасового рок-концерта не могли вспомнить таблицу умножения и были дезориентированы в месте и во времени, то есть имели признаки нарушения сознания. После концертов, на которых звучала музыка в диапазонах от 80 до 20 тысяч герц, у слушателей, кроме потери памяти и слуха, возникали звуковые контузии и ожоги. Слух человека рассчитан на мощность звука не более 55 децибел, а на концертах громкость доходит до 120 децибел. Это вызывает необратимое разрушение клеток мозга.


Но интенсивность звука не самое страшное зло, потому что его легко распознать и уменьшить. Сложнее распознать вредную информацию, заложенную в сочетаниях звуков, в ритме, а также в сочетаниях звуковых и зрительных раздражителей. На дискотеках к этому комплексу добавляются раздражители от мышц и связок вестибулярного аппарата, от табачного дыма, алкоголя, наркотиков. После получасового пребывания на дискотеке у подростков слабеют и нарушаются наиболее сложные психические функции - сознание, интеллект, мышление и память, эмоции и влечения растормаживаются. Люди становятся внушаемыми, агрессивными, склонными к разрушительным действиям. Во время концерта группы "Who" в Цинциннати в 1985 году было убито 11 и ранено 42 человека. Известный рок-музыкант Д.Хендрикс в интервью журналу "Лайф" сказал: "С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня... Найдя их самое слабое место, им можно вбить в голову все что угодно". В Древнем Китае практиковалась пытка специальными звуками, вызывавшими рассогласование деятельности внутренних органов и приводившими к мучительной смерти.


Существуют даже музыкальные формы, побуждающие людей к самоубийству. За рубежом таких примеров много. Руководитель программ Канадского радио Ж.П.Режимбаль, автор крупных исследований массовой молодежной культуры второй половины ХХ века, проанализировав 18 фактов самоубийств молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, совершенных за один год в одной из провинций Канады, установил, что единственным фактором, связывающим все самоубийства, было пристрастие к рок-н-роллу. Известны подобные факты и в России. Непонятное самоубийство трех школьниц из Балашихи, выбросившихся из окна, по мнению психолога И.Володина, можно объяснить их поклонением тяжелому року, который они слушали перед самоубийством.


Психолог Д.Азаров проанализировал с помощью компьютерных технологий музыкальные произведения, которые исполняли музыканты-самоубийцы, и пришел к логическому выводу о существовании некоего подобия "звукового яда", вызывающего у слушателей грубые расстройства психической деятельности с депрессией, тревогой, потерей контроля над собой и влечением к самоубийству.


Как противостоять музыкальной агрессии? Казанские ученые нашли один из вариантов решения этой проблемы. Он реализован в Казани на основе личной инициативы музыкантов и отклика слушателей. Талантливая вокалистка, обладательница драматического сопрано Ф.Булатова смогла создать творческий коллектив, который уже четвертый сезон ежемесячно дает тематические концерты из лучших произведений классической, народной, национальной и советской музыки. В репертуаре более 500 произведений - фрагменты из опер, оперетт, романсы и песни.


Работа музыкантов привлекла внимание врачей-психиатров и психотерапевтов, которые отмечают и признают мощное психотерапевтическое влияние музыки. Началось творческое сотрудничество музыкантов с кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии. По инициативе профессора А.Карпова проведено социологическое исследование 100 врачей-психиатров и 150 пациентов психиатрической больницы о связи музыки и здоровья. Большинство врачей и больных признали, что современная теле- и радиопродукция, особенно демонстрация насилия, бесталанность, примитивность слов и музыки в песнях оказывают разрушающее воздействие на здоровье. По мнению психиатров, подвижническая деятельность Ф.Булатовой и ее коллег Ю.Котельникова и Т.Железных доставляет огромное эстетическое удовольствие, защищая нас от деструктивной музыки.


Записала

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости